Скорость, цена и качество. Как эпоха «одноразовости» дошла до академической музыки.
2025.06.19
Если верить воспоминаниям, Евгений Мравинский, работая над неоконченной симфонией Шуберта, тратил на её подготовку к концертному исполнению не одну репетицию и даже не две-три, а более десяти. Для современного оркестра это звучит почти как легенда: сегодня достаточно двух репетиций, чтобы объявить программу готовой. Этот контраст — не только современная тенденция к сокращению времени на подготовку, а целый сдвиг в самом восприятии искусства. То, что раньше требовало глубины, внимания и терпения, теперь укладывается в ускоренный график, в котором главное — успеть, а не «вылепить». Впрочем, если посмотреть шире, это не уникально для России — проблема «одноразовости» касается и западных симфонических оркестров, хотя там её проявления несколько иные.
В условиях сокращающихся бюджетов (особенно государственных) и роста гастрольных графиков, культурные институты, как и любые другие, вынуждены оптимизировать процессы. В западных странах, например, в Германии, где культура финансируется из бюджета и частных фондов, оркестры всё ещё могут позволить себе сезонные программы с глубокой проработкой. Среднее количество репетиций для симфонических проектов там сократилось с 8–10 до 4–6 за последние тридцать лет — это медленный процесс, но он идёт. В России же, где институциональная поддержка пока слабее, эффект усиливается – репетиции сокращаются до 2–4, а иногда и вовсе заменяются на «пробегание» партитуры перед концертом. Это не только цифры — это потеря нюансов, которые делают исполнение не только правильным, но и живым.

Однако проблема не только в репетиционном времени — она глубже, ведь сдвиг произошёл и в кадрах. Если раньше, чтобы возглавить оркестр или хор, требовалось не просто образование, а многолетний опыт, слух, понимание репертуара, то сегодня на руководящие позиции всё чаще попадают «случайные» люди — не потому, что они не умеют, а потому, что их выбирают за удобство, за меньшую стоимость, за отсутствие противоречий. Да, это не всегда приводит к падению художественного уровня — иногда свежий взгляд может дать что-то новое. Но в большинстве случаев это приводит к упрощению, к потере глубины, к тому, что музыка становится фоном, а не событием.

Конечно, не все «неожиданные» назначения — следствие коммерческого давления. В современном мире дирижёрам всё сложнее сохранять узкую специализацию — молодые специалисты часто совмещают творческую работу с административными обязанностями, а в условиях нестабильности многие уходят в другие сферы. В Европе и США это компенсируется активной поддержкой молодёжи через международные фестивали и конкурсы. В России же система дирижерского образования, хотя и сохраняет высокий уровень (например, в Санкт-Петербургской консерватории), сталкивается с оттоком талантов за границу — где есть и ресурсы, и пространство для профессионального роста.
Тем не менее, коммерциализация затронула не только структуру управления, но и сам репертуар. В западной практике это проявляется в росте «попсовых» программ — киномузыка, переработки классики под мейнстрим. Это увеличивает кассовые сборы, но сокращает ресурсы на сложный репертуар. В России эффект усиливается отсутствием интереса аудитории к малоизвестным произведениям — зритель, как правило, приходит на «знакомое», а не на эксперимент. Это создаёт замкнутый круг: оркестры не играют новое, потому что нет спроса, а спрос не растёт, потому что не дают услышать.
В целом, проблема «одноразовости» — не просто следствие рыночных реалий, а симптом более глубокой болезни: утраты культурного контекста, в котором музыка воспринималась как ценность, а не как продукт. Коммерциализация же академической сферы — это не только смена формата. Это утрата сакрального смысла той же репетиции как пространства, где музыканты перестают быть исполнителями и становятся со-авторами. Когда этот процесс превращается в формальность, исчезает не только качество — испаряется душа музыки, и тогда на сцену выходит не сам Бетховен, а его муляж — идеально собранный, но бездыханный. Стоит ли удивляться порой, что зал пустеет?
Впрочем, даже в условиях жёсткой коммерциализации находятся оркестры и дирижёры, которые продолжают бороться за качество. Например, проекты под управлением Теодора Курентзиса или международные резидентства, где оркестры объединяются, чтобы проработать программу с нуля. Это не возвращает нас к временам Мравинского, но показывает, что баланс между качеством и более высоким темпом работы (чем это было раньше) — возможен.
Но насколько эти одиночные попытки способны противостоять общему течению? Или «одноразовость» — это уже не болезнь, а новый статус-кво? И вообще — есть ли свет в конце тоннеля? Пожалуй, да — там, где музыка возвращается к камерности. Некоторые независимые фестивали сознательно выбирают глубину вместо спешки. Их принцип: «Лучше один концерт в год, ставший событием, чем дюжина одноразовых».
Глобально же компромисс может состоять в том, чтобы не искать «всё или ничего», а искать формы, где время и внимание — пусть и в ограниченных объёмах — всё ещё имеют значение. Где две репетиции — это не сокращение, а концентрация; где «случайный» дирижёр — не упрощение, а возможность услышать что-то новое. В конце концов, даже в условиях ускоренного ритма можно найти пространство для глубины — если не в количестве репетиций, то в их качестве; если не в масштабе проекта, то в его смысле.

Но это очень трудно. И это требует не только профессионального мужества, но и системной поддержки. Потому что если культура продолжит восприниматься как бизнес, где всё измеряется в количестве концертов, гонорарах и сборах, то «одноразовость» станет (или уже стала) стандартом. Но если мы будем помнить, что за четырьмя нотами может скрываться не просто мелодия, а целая эпоха — тогда есть шанс, что даже в ускоренном темпе кто-то всё ещё будет слышать не просто звук, а музыку.
Подготовил К. Сокирко
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество оркестр пианист плагиат прогрессивный продюсер релиз рок сингл современный статья трио фортепиано фьюжн