Кто такой дирижёр?

2023.06.30

О дирижёре и его роли в коллективе. К 120-й годовщине со дня рождения Е. А. Мравинского.

дирижёр

Когда читаешь в СМИ и в текстах энциклопедических сайтов о значении слова «дирижёр» понимаешь, что истинный смысл этой профессии, в большинстве случаев описан не полностью. Что-то определённо ускользает. Но почему?

Думается, что причин здесь несколько. И одна из основных — восприятие роли дирижёра немузыкантами. В конце концов — ведь не только музыканты пишут статьи о музыке, музыкальных профессиях и музыкальных инструментах. Да и сами музыканты (скажем честно) не всегда уверенно ответят на вопросы о роли дирижёра в творческом процессе — речь, конечно, о репетициях и концертных выступлениях.

Если не брать в расчёт какие-либо значимые книги и статьи о дирижировании (которые, как правило, интересны лишь профессионалам), то в большинстве источников суть профессии излагается кратко и, конечно, поверхностно. В частности упоминается о том, что дирижёр управляет темпом и динамикой, показывает в какой момент играть музыкантам, определяет с помощью жестов характер исполнения, отвечает за взаимодействие групп музыкальных инструментов. В ряде случаев статья снабжается фактами из мировой истории — от руководства певцами в Древней Греции до наших дней.

Но всё-таки самый важный аспект дирижёрской профессии в таких статьях так и остаётся нераскрытым. Речь, конечно, о дирижёре как об интерпретаторе музыки. И если смотреть на профессию дирижёра с такой стороны — приходит понимание, что дирижёр — это не просто лидер коллектива исполнителей. Дирижёр — это режиссёр исполняемой музыки. Именно он в рамках репетиционного процесса доносит до слушателя с помощью коллег-музыкантов своё уникальное видение музыкального сочинения. Формирование собственной трактовки музыкального произведения — это кропотливый труд, который начинается, как правило, задолго до начала первых репетиций. Это процесс, который требует опыта, широкого музыкального кругозора, холодного ума, пламенного сердца и конечно — особой концентрации, сосредоточенности. К тому же, собственное видение музыкального сочинения не должно быть в разладе с тем что написал автор. Поэтому такая дирижёрская работа — это, в том числе, готовность к компромиссам и отказу от всего лишнего.

Иногда композиторы говорят, что дирижёр, в определённом смысле, является соавтором сочинения. Один из ярких примеров такого сотрудничества — совместная работа Евгения Мравинского и Дмитрия Шостаковича. Причём, Евгений Александрович сам (и порой весьма подробно) рассказывал о тонкостях изучения музыки своего великого коллеги. Например, вот что Мравинский говорил о знаменитой Пятой симфонии: «С Пятой симфонией я поначалу ничего не мог добиться, даже указаний о темпах. Тогда мне пришлось пойти на хитрость. Во время работы за роялем с автором я нарочно брал явно неверные темпы. Дмитрий Дмитриевич сердился, останавливал меня и указывал нужный темп. Вскоре он раскусил мою тактику и стал сам кое-что подсказывать. Найденные темпы мы вскоре зафиксировали по метроному и внесли в партитуру». 

Е. Мpaвинcкий. 1930-е годы.

А вот о чём свидетельствует композитор Борис Тищенко: «Мне однажды довелось сидеть на репетиции Пятнадцатой симфонии рядом с Шостаковичем и смотреть в одну и ту же партитуру. И там в одном месте у контрабасов стояло mezzo forte. Мравинский остановил контрабасы и сказал: «Играйте fortissimo!». И Дмитрий Дмитриевич тут же взял ручку и переправил в своей партитуре mezzo forte на fortissimo. Вот как он ценил Мравинского и доверял ему». «Исполнительским соавтором» Шостаковича называл Евгения Александровича и другой его виднейший коллега — Геннадий Рождественский.

Что же касается управления музыкальным коллективом на концертах — часто бывают случаи, когда мы можем наблюдать ситуацию, при  которой дирижёр, в ходе исполнения даже довольно динамичного и подвижного сочинения, весьма скромен технически. То есть жесты дирижёра и его руки вообще — не видны слушателям из-за спины. В многих случаях, это может означать, что репетиционная работа над исполняемым материалом (особенно, если это новое или малоисполняемое сочинение) была проведена настолько тщательно, что излишняя мануальная активность дирижёра просто не требуется. И такие примеры можно было увидеть на концертах с участием Мравинского, но и не только — если говорить о выдающихся дирижёрах XX века, можно по видеозаписям наблюдать похожее и на концертах Рождественского, Светланова, Свешникова и других.

Работа дирижёра, как справедливо отмечают во многих книгах и статьях — это целый комплекс задач, в том числе и организационных, но всё же самое главное — это художественное осмысление музыкального материала, а также индивидуальная и неповторимая передача авторской работы, авторских идей и мыслей адресату — то есть слушателю.

В последнее же время обсуждается (в том числе и в среде музыкантов) вопрос о надобности роли дирижёра в музыкальных коллективах. За рубежом появляются целые оркестры, которые играют без дирижёра, что позиционируется как нечто новое, модное. Но все подобные обсуждения это, скорее всего, следствие одной из глобальных проблем нашего времени — а именно проблемы резкого сокращения количества масштабных личностей. И дирижёрской профессии эта проблематика касается в том числе; на момент написания этой статьи нет оснований говорить о появлении новых Мравинских, Светлановых, Рождественских… Да и сам подход к работе с музыкальным коллективом претерпел значительные изменения. Например, работа над симфонией композитора-классика с десяти, пяти или даже трёх подходов — теперь большая редкость.

Думается, что музыкальное сообщество должно не только всеобъемлюще и точно понимать роль дирижёра как лидера музыкального коллектива, но и доносить это понимание до всех людей интересующихся музыкой. Уровень же подготовки дирижёров (хора и оркестра) необходимо повышать с учётом всех аспектов этой профессии, возможно и до специальных курсов по режиссуре, звукорежиссуре — ведь в этом залог качества и индивидуальности исполнения, которое мы, слушатели, сможем слышать сидя в концертном зале.

Впрочем, это тема для совсем другого, но от этого не менее серьёзного разговора. И поводы для него, определённо, есть.  

К. Сокирко

Изображение в начале этой статьи используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com. Изображение Е. Мравинского является работой неизвестного автора.

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

Прокрутить вверх