2024.09.30
Зачем нужны ноты и нотная грамотность.
В последние пару десятков лет в рекламных объявлениях из социальных сетей, в которых предлагают услуги по обучению музыке (и в частности игре на фортепиано) можно увидеть текст приблизительно следующего содержания: «Научим играть без нот! Забудьте про музыкальную школу и про зубрёжку по нотам, про гаммы и сольфеджио! Наш метод гораздо проще! Наш курс уникален…» — и тому подобное.
В реальности же это означает, что в большинстве случаев вам предложат один из методов, который просто позволяет заучить какие ноты нажимать (или зажимать) и в каком порядке — с помощью соответствующих приложений или без них.
Скажу сразу, что никакого отношения к реальному обучению музыке такие способы не имеют. Когда-то Иоганн Себастьян Бах сказал: «Легко играть на любом музыкальном инструменте: всё, что вам нужно сделать, это прикоснуться к правильной клавише в правильное время и инструмент будет играть самостоятельно». Но я открою вам маленький секрет — великий композитор пошутил. Чтобы не быть обезьянкой, которая тупо повторяет нажатие определённых клавиш, необходимо много трудиться и знание и понимание написанного в нотах — один из важнейших шагов в музыкальном развитии. Пусть даже в любительском развитии, пусть даже только для себя самого. Но всё же…
Ноты — это как азбука, только для музыканта; в них написано не только какие ноты мы нажимаем, но и как мы это делаем — соединяем или играем отдельно, играем громко или тихо, быстро или медленно, как мы объединяем ноты во фразы, к чему мы ведём эти фразы, как достигаем кульминации той или иной пьесы… Кроме того, в нотах точно определено в каком ритме нам нажимать клавиши (ударять по струне, нажимать на клапан и т. д. в зависимости от музыкального инструмента), что исключает наличие разночтений в понимании тех или иных ритмических фигур, которые могут быть довольно сложны, особенно в современной, эстрадной музыке.
Автор в нотах описывает темп, в котором должно быть исполнено музыкальное сочинение и это не ограничивается только указанием количества ударов в минуту; как правило в месте с темпом указывается и общий характер сочинения. Часто же бывает и так, что этот самый характер меняется вместе с темпом на протяжении сочинения — и в нотах это тоже указывается.
В нотах может быть весьма подробно описано как нужно исполнять сочинение с точки зрения динамики. И это не просто «громко» или «тихо». Очень часто от «тихо» мы должны постепенно идти к «громко», но мы же должны знать — где начинать наш путь и где будет наивысшая точка громкости, не так ли? Всё это описывается в нотах. Также, благодаря нотам мы можем сделать вывод и о форме сочинения (песни или пьесы), что заметно облегчает процесс разучивания и даже помогает быстрее запомнить какие-то фрагменты на память. Если же мы говорим о фортепиано — в нотах указано как и когда нам использовать педали, так, чтобы игра была красивой, связной, но при этом не создавалась «грязь» из звуков (так обычно бывает, когда не знаешь когда педаль нажать, а когда снять).
В общем ноты — это очень хороший и ценный помощник как для любителя, так и для профессионала в изучении разных музыкальных сочинений — простых и сложных, современных и классических. Более того, исполнение и разучивание музыки по нотам развивает мышление и благоприятно влияет на человеческий мозг. Осмелюсь сказать даже больше: игра по нотам — это престижно!
Если же вы видите на концертах, что музыканты (например, исполнители академической музыки, особенно солисты) играют без нот — не стоит думать, что они пренебрегают разучиванием по нотам. Напротив, уровень их знания музыкального материала настолько высок, что они играют сочинение на память, чему предшествовала долгая, упорная и кропотливая работа с карандашом и нотами.
Поэтому если вы действительно хотите освоить какой-либо музыкальный инструмент, даже на любительском уровне — не покупайтесь на рекламу, в которой некие «специалисты» предлагают быстро и без особых хлопот, без знания нот научить вас владению инструментом и поверьте, это — обман. К музыке такое обучение имеет очень слабое отношение. Зато имеет прямое отношение к общей тенденции — учиться без учебников, книг, а то и без преподавателей и экзаменов. Но насколько применимы в реальной жизни знания полученные таким способом — покажет время.
К. Сокирко
Изображения в этой статье используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com.
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно