2024.06.28
Старинный рояль. Как не выбросить деньги на ветер.
Часто, находясь на сайте или страничке в социальной сети какой-либо камерной концертной площадки можно прочитать, что одно из неоспоримых преимуществ данного места — старинный, антикварный рояль (или пианино) оставленный, подаренный, специально приобретённый, привезённый (нужное подчеркнуть) неким важным человеком или знаменитостью ещё бог знает в каком году. По задумке авторов текста данный факт должен произвести впечатление не только на публику, но и на исполнителей, которые хотели бы провести концерт в данном месте — раз рояль антикварный, значит и звучать должен великолепно. К слову, некоторые даже позиционируют подобное «преимущество» как один из поводов не платить музыкантам, ведь они имеют редкую возможность «прикоснуться к прекрасному». Как ни странно, во многих случаях такой подход — работает, но в реальности, как правило, всё выглядит иначе. Попробуем разобраться — почему.
Пожалуй, лучше всего начать с реальных сроков службы такого музыкального инструмента как фортепиано (очень важно понимать, кстати, что фортепиано — общее название для пианино и рояля, на всякий случай). Срок службы фортепиано, безусловно, зависит от качества и условий выдержки материалов из которого изготавливали музыкальный инструмент, ведь в каждом пианино или рояле — свыше 10 000 деталей, большая часть из которых изготовлены из дерева. Естественно, что в каждом межсезонье происходит температурное воздействие, а также воздействие влажности воздуха на эти детали и со временем они приходят в негодность.
Из вышесказанного уже можно сделать предварительный вывод, что фортепиано — это далеко не скрипка, которую в наше время можно встретить даже в виде экземпляров работ мастера Гаспаро де Сало (XVI век). Конечно и скрипка может развалиться, если должным образом за ней не ухаживать, не реставрировать и не играть на ней, но в случае с фортепиано (и из-за количества деталей в инструменте в том числе) всё сложнее.
Итак, если говорить о конкретных цифрах, то срок жизни хорошего фортепиано или даже инструмента самой высокой категории специалисты оценивают в диапазоне от 40 до 70 лет.
Несколько дольше могут прослужить инструменты высокого уровня, которые регулярно обслуживаются (настройка, регулировка, мелкий ремонт, замена деталей).
Но более всего интересно, что происходит уже после упомянутого срока, ведь часто в зоне риска оказывается и самая звучащая часть фортепиано — дека. И если дека рассохлась и требуется её замена (а следовательно фортепиано не звучит), то в большинстве случаев это означает смерть инструмента, так как замена деки дело настолько сложное и затратное, что решительно проще и выгоднее вложить средства в новый инструмент.
Однако именно инструменты с рассохшимися деталями и декой могут «поджидать» исполнителя на сценах некоторых камерных академических площадок и в джазовых клубах средней руки. Причём, в силу нескольких причин (из-за незнания, отсутствия средств на новый инструмент, невежества и в то же время желания казаться чем-то большим) собственники, руководители и арт-директора подобных заведений часто начинают позиционировать имеющийся старый рояль как нечто уникальное. Но в итоге игра профессионального пианиста на подобных «мертвецах» вызывает глубокое разочарование и ужасное чувство дискомфорта. Добавлю, что практически всё то же самое можно сказать и о большинстве возрастных и нереставрированных инструментов, которые стоят в частных квартирах и ждут неразборчивого покупателя.
Конечно, для рояля или пианино «за 70» есть другой путь — комплексная реставрация. Бывают случаи, когда при подобных работах от «старой версии» инструмента остаётся лишь базовые части (вроде корпуса и рамы), а всё остальное — заменяется. Но такие случаи весьма редки и часто целесообразны в случае проведения работ с инструментами лишь самого высокого класса.
Что же касается механики фортепиано — да, она может быть заменена. И в действительности заменить и починить можно любые её элементы, даже если западают все клавиши и стёрлись напрочь молотки. Также можно заменить и струны, можно сделать специальные работы, чтобы инструмент лучше и дольше не расстраивался (держал строй). Но к сожалению и эти манипуляции имеет финансовый смысл делать если сам инструмент стоит того — ведь совокупная стоимость деталей и работ может даже доходить до уровня цен за новое или подержанное, но вполне пригодное для занятий фортепиано (и иногда очень неплохое).
Тут читатель, который рассматривает возможность приобретения рояля или пианино, в том числе и «возрастного», может спросить: как же определить, какой инструмент покупать? Как не выкинуть деньги «на ветер», купив откровенный хлам?
Вот несколько основных советов.
— Старайтесь не рассматривать подержанные фортепиано советского периода. Как правило эти инструменты неудовлетворительного качества и состояния.
— Обязательно приглашайте на осмотр фортепианного мастера, даже если всё-таки решили приобрести советский или любой другой инструмент. Следует заранее обзавестись нужными знакомствами и иметь контакт специалиста, который готов будет дать оценку инструменту.
— Рассматривайте «старинные» и «антикварные» инструменты только в случае, если владелец утверждает, что с фортепиано проводились реставрационные работы (в идеале — если точно может назвать какие именно).
— Если речь идёт о новом инструменте — следует очень сдержанно относиться к инструментам китайских фирм или к инструментам с китайскими деталями. Качество этих инструментов и их долговечность могут очень сильно различаться. По списку марок подобных инструментов вас может проконсультировать фортепианный мастер, с которым вы должны поддерживать постоянный контакт.
— Для немузыкантов. Непосредственно перед осмотром разных инструментов — найдите возможность посмотреть качественные видео в Интернете известных пианистов, сходите в известный (желательно современный) концертный зал на концерт фортепианной музыки. Послушайте, как звучат фортепиано, попытайтесь зафиксировать это звучание в своей памяти.
— И самое главное при осмотре инструмента — играйте. Не умеете сами — попросите фортепианного мастера или знакомого музыканта. Попробуйте сопоставить звучание инструментов, которые вы слышали на концерте или в Интернете с тем, что слышите. Если инструмент звучит и звук фортепиано вам нравится — очевидно его стоить иметь ввиду.
Всё вышеописанное говорит о том, что покупать (и даже принимать в дар) фортепиано ориентируясь на его солидный возраст — категорически не рекомендуется. Инструменты «в возрасте» прошедшие комплексную реставрацию явление нечастое; встретить же такие инструменты для приобретения более всего возможно в фортепианных мастерских.
Также опрометчивым шагом будет приобретение старого фортепиано с целью его отреставрировать. Как правило даже фортепианный мастер не всегда точно сможет определить — насколько большой будет сумма вложений (в случае, если реставрация вообще целесообразна). Реалистичные расчёты смогут сделать, пожалуй, только специалисты фортепианных мастерских, которые постоянно работают в своём сегменте и всегда знают актуальные цены на комплектующие, а также все тонкости и сложности их заказа у производителей или цену самостоятельного изготовления (например, в некоторых мастерских на специальном оборудовании навивают басовые струны).
Ориентиром же в поиске может послужить зарубежное, новое или подержанное (10-30 лет, не китайское) фортепиано, которое регулярно обслуживалось, редко перевозилось и которое устанавливалось вдали от отопительных приборов. Качественные и долговечные инструменты отечественного производства, на момент написания этой статьи, к большому сожалению, не изготавливаются; технологии же и уровень качества изготовления российских фортепиано фабрики Якова Беккера (дореволюционной эпохи XIX-XX в.), которые в своё время считались одними из лучших в мире, на данный момент так и не восстановлены.
К. Сокирко
Изображения в этой статье используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com.
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно