2023.03.13
100 лет формату музыкального альбома.
Необычайно далёкий 1923 год принято считать точкой отсчёта, от которой ведётся история выпуска джазовых альбомов. Но и не только джазовых — если смотреть на историю чуть шире, вековой юбилей отмечает само понятие «альбом» по сей день применяемое в музыкальном бизнесе.
Первые джазовые композиции были выпущены на пластинке ещё в 1917-м. К 1923 году в США стали выпускаться альбомы джазовых музыкантов, среди которых Луи Армстронг, Джелли Ролл Мортон, Сидней Беше и другие. Можно сказать, эти выпуски и ознаменовали собой становление «альбомного» формата распространения музыкальных записей от издательств. В современных реалиях альбомом называют выпускаемый музыкальным лейблом (или самим артистом) цикл песен или композиций, которые объединены одним названием, а иногда и творческой концепцией (что называется концептуальным альбомом, об этом чуть позже).
Во времена же первых выпусков слово «альбом» вошло в обиход из-за ассоциации с фотоальбомами; несколько пластинок, которые продавались совместно в специальном картонном футляре (бокс-сете) действительно напоминали альбом с фотографиями.
Но зачем продавать несколько пластинок, спросите вы? Всё очень просто: практически до середины ХХ века пластинки производились с одной композицией на одной стороне и для того, чтобы объединить несколько композиций в единый выпуск, несколько виниловых дисков продавали одним набором.
Долгое время альбомы в достаточно большой своей части представляли собой компиляции — то есть сборники. Например, это могли быть композиции разных авторов, объединённые единой тематикой, при этом исполняемые одним артистом или коллективом. Сегодня подобные работы мы назвали-бы сборником кавер-версий, что вызывает спорное отношение, особенно если исполнитель «каверов» достаточно знаменит. Но в те времена подобным работам давали иную оценку — выпуск с исполнением чужого материала считался обычной практикой.
Даже говоря о второй половине XX века часто приводят в пример группу The Beatles, упоминая, что в первых альбомах коллектива было довольно много чужих композиций. В то же время, в годы активности «битлов», постепенно вошёл в оборот более продвинутый формат альбомов, который называли «концептуальным». Это альбом, композиции которого были объединены общей идеей и могли быть подчинены одной, «сквозной» теме (не обязательно музыкальной). Среди таких работ наиболее известными в 60х-70х годах прошлого столетия являлись альбомы The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», «Tommy» группы The Who, «The Wall» — Pink Floyd и некоторые другие. В дальнейшем концептуальный формат альбомов наиболее часто применялся в прогрессивном роке и металле.
Тем не менее, как полагают музыкальные критики, с 1980-х и дальше постепенно произошло вытеснение альбомного формата, так называемым синглом — то есть форматом выпуска материала в виде одной потенциально успешной композиции, которая могла в том же релизе сопровождаться её же ремиксами или некоторыми второстепенными, редкими или инструментальными треками. В современном понимании формат сингла — это 1-3 (чаще 1-2) композиции в релизе. То есть в сущности произошёл своеобразный возврат к тому типу выпусков, о котором говорилось в начале этой статьи; но на этот раз это было не связано с какими-либо техническими ограничениями.
Сам процесс вытеснения альбомного формата произошёл по нескольким причинам. Во-первых, усилился фокус на коммерцию, в которой поп-музыка, взорвавшая 1980-е, значительно переигрывала все остальные современные жанры. А для поп-музыки сингл — формат по умолчанию. Поэтому любой материал, имеющий художественные смыслы — просто не выдерживал конкуренции, не говоря уже о выпуске чего-либо подобного в виде альбома.
Во-вторых, большую роль сыграл постепенный уход в небытие физических носителей — от пластинок до CD и аудио-DVD (аудиофилов не берём в расчёт).
И вот итог: в наше время — то есть в эпоху стриминг-платформ — балом правит именно сингл, так как формат альбома, например из восьми песен, выпущенный единовременно не может удерживать внимание слушателя столько же, сколько восемь композиций выпущенных отдельно. И с точки зрения маркетинга артиста — восемь инфоповодов — гораздо лучше чем один, да и рисков меньше, если релиз по каким-то причинам провалился. Впрочем, альбом выпустить можно, если только качество материала будет исключительным, но с этим-то как раз и возникает самая большая проблема, так как взятый глобальный курс на «одноразовость» всего и вся не миновал и современную эстрадную музыку. Писать и выпускать тот же поп-альбом в наше время достаточно рискованно и для многих невыгодно — очевидно, что он «потонет» в потоке чуть-ли не ежеминутно выпускаемых однообразных «хитов».
«Деградация!» — скажут многие из вас. В какой-то мере — да. Многие артисты берут именно количеством, из-за чего страдает качество. Таковы реалии музыкального рынка, но многие уже научились приспосабливаться к ним.
Ну а что же альбом? Существует мнение, что формат альбома ещё вернёт себе былую популярность. Раз сингл смог вернуться — значит есть шанс, что и альбому это по силам. Возможно, для такого возвращения необходимы определённые технологические и коммерческие условия. Просто время для их появления ещё не наступило.
Нам остаётся «поздравить» Альбом с вековым юбилеем. И конечно пожелать ему скорейшего и триумфального возрождения. Во всяком случае следить за этим процессом будет крайне интересно.
К. Сокирко
Изображения в этой статье используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно