2022.06.29
К 140-й годовщине со дня рождения И. Стравинского
В июне 2022 музыкальный мир отмечает 140 лет со дня рождения Игоря Стравинского, русского композитора, творчество которого многих удивляло своим мастерством и многогранностью. На протяжении XX века композитор успел поработать в весьма широкой палитре жанров; многие критики отмечают его очень смелый и даже дерзкий подход к созданию музыки, где переплетаются многие стили и направления. Его творчество было подобно процессу развития музыки XX века вообще — то есть процессу эксперимента и поиска. И наверное поэтому его собственный композиторский стиль довольно сложно описать в какой-либо сжатой форме.
Во многих источниках творчество Стравинского условно разделяют на три крупных периода — «Русский», «Неоклассический» и «Серийный», хотя в этих же источниках говориться о том, что подобное разделение является весьма условным.
Наиболее известные сочинения «русского» периода (1910-1920) — три балета «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), которые являются, пожалуй, самыми исполняемыми сочинениями композитора. Здесь же можно отметить балет «Байка про лису, петуха, кота да барана» и «Свадебку» («русские хореографические сцены с музыкой и пением»). Некоторые музыкальные критики и музыковеды считают (и не без оснований), что «русский» период Стравинского является наиболее значимым — как для развития творческого пути композитора в целом так и с точки зрения эстетической и художественной ценности созданных сочинений.
Начало «неоклассического» периода творчества композитора (1920-1946) часто связывают с переездом во Францию. Здесь, начиная с балета «Пульчинелла» и до 1950-х годов Стравинский создаёт ряд сочинений в неоклассического направления — балеты «Аполлон Мусагет» (1928), «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947), а также оперу-ораторию «Царь Эдип» (1927), октет для духовых (1923), «Симфонию псалмов» (1930), мелодраму «Персефона» (1938), оперу «Похождения повесы» (1951).
В 1939-м композитор переезжает в США. Начиная с 1950-х — Стравинский активно использует «серийный» метод в своих сочинениях, суть которого, если очень просто, заключается в использовании в качестве единственного источника музыкального материала специальной серии нот разной высоты. Эти ноты звучат друг за другом в строгой последовательности, которая повторяется на протяжении всего произведения в различных модификациях. К «серийному» периоду Стравинского относятся «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон» (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра (1960), кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в. (1962), Реквием («Заупокойные песнопения», 1966) и другие сочинения.
В это время Стравинского часто стали критиковать за отход от русского стиля и формализм, но сам композитор был с этим не согласен: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе». И как бы в качестве подтверждения этому в 1965 году Стравинский создаёт канон для оркестра «Не сосна у ворот раскачалася» на основе русских народных песен.
Не согласен с мнением критиков относительно Стравинского и Дмитрий Шостакович: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного…». Но по поводу поздних сочинений композитора Шостакович писал: «В его последних произведениях очень даёт себя знать погоня за «модой», что мне кажется недопустимым для такого великого мастера. Его увлечения всякими «новыми», «авангардистскими» течениями сковывают его могучий талант и его неуёмную фантазию. Я горячо убеждён в том, что эти увлечения являются у Стравинского временными, и что он создаст ещё много прекрасных произведений, достойных его великого таланта» (из письма в редакцию журнала «Reader`s Digest», США, 1962 г.).
В то же время, один из ярчайших дирижёров XX века Г. Рождественский всё-таки усматривал в поздних опусах Стравинского «русский след»: «…в каждой партитуре Стравинского (включая опусы последних лет) можно услышать интонации русской музыкальной речи, интонации русского фольклора, Мусоргского, Чайковского».
Думается, что стоит оставить этот вопрос музыковедам. Нам же следует помнить, что довольно большая часть творчества мастера в нашей стране не исполняется. Возможно включение этой части в репертуары помогло бы более объективному пониманию творческого пути композитора.
К юбилею Стравинского были подготовлены культурные события — фестиваль посвящённый юбилею композитора проходил в Мариинском театре, исполнением «Жар-птицы» отметил юбилей и Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова; ГАСО Республики Татарстан принял участие в концертном турне, в рамках которого прошли выступления в Перьми, Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
Автор фото И. Стравинского в этой заметке неизвестен.
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно