2021.10.20
К 270 годовщине со дня рождения Д. С. Бортнянского
Двадцать восьмого (28) октября 2021 года исполняется 270 лет со дня рождения одного из самых видных деятелей русской музыкальной культуры XVIII века, композитора Дмитрия Степановича Бортнянского.
Автор свыше 200 сочинений — опер, романсов, камерной инструментальной музыки, хоровой музыки — Дмитрий Степанович также руководил Придворной певческой Капеллой в Санкт-Петербурге, воспитанником которой был и сам.
В 1860-1870 гг. в России начала складываться отечественная композиторская школа, и юные годы композитора пришлись именно на это время. Бортнянский уезжает обучаться в Италию, благодаря рекомендации итальянского композитора и наставника Бальдассаре Галуппи, который много сделал для того, чтобы молодой и талантливый музыкант стал профессионалом.
Вернувшись в Петербург через 10 лет, и впоследствии став руководителем Капеллы, Бортнянский активно применяет свой опыт — он занимается редакцией и цензурой русской духовной музыки, издаёт в своей редакции музыку Сарти, Галуппи, Березовского, продолжает работать над собственными сочинениями.
Но в чём же значимость появления в русской музыкальной культуре такой личности как Бортнянский? В книге Константина Ковалёва «Бортнянский» читаем такие строки:
“На основе же новой формы и древней, традиционной содержательности и выработалась та школа, в которой выросли необыкновенные таланты, целая плеяда замечательных музыкантов: М. Березовский, А. Ведель, П. Турчанинов, Е. Фомин, В. Пашкевич, И. Хандошкин, С. Давыдов, С. Дегтярев, Ф. Дубянский и многие другие. Имена этих людей вписаны золотыми буквами в книгу нашей истории. Бортнянский был не только в числе вышеупомянутых композиторов. Он стоял у начала этого ряда. Он был поистине Предшественником, ибо если в русском языке уже проявлялся талант Пушкина, то в русской музыке уже был заметен силуэт Глинки.”
Всё это так и если взглянуть на вышесказанное в исторической перспективе, то ответ на вопрос о личности Бортнянского можно существенно расширить. Ибо говоря о русской культуре необходимо помнить об истории страны в разрезе применения опыта, который перенимался от специалистов из других стран. При Петре I количество преобразований, которые основывались на традициях западной культуры значительно увеличилось и в дальнейшем это коснулось и музыкального искусства в том числе.
Так или иначе, после эпохи Петра пройдут годы; на престол во второй половине XVIII века взойдёт Екатерина великая, и молодой Бортнянский, вернувшись на родину после обучения в Италии, преподносит императрице сочинения, от которых абсолютно немузыкальная Екатерина приходит в восторг. С этого времени (условно говоря), как уже было написано выше, в России начинает развиваться композиторская ШКОЛА. Но и не только. В это время начнёт своё развитие ветвь композиторского искусства, к которой впоследствии будут принадлежать выдающиеся музыканты, но пожалуй более других — именно те мастера, которые «высекали» своё творчество на основе общемирового (в большей части европейского) музыкального опыта. Среди этих музыкантов будут такие композиторы как Чайковский, Танеев, Рахманинов… Ещё пройдёт время до первых сочинений Глинки, а уж до попыток изобретения представителями «Могучей кучки» «истинного русского стиля» — ещё совсем неблизко. Но у нас уже были специалисты, которые продвигали русское композиторство вперёд, пускай и с серьёзным влиянием на него западных (в первую очередь итальянских) музыкальных традиций. И Дмитрий Бортнянский, конечно, в их числе и — можно согласиться с Ковалёвым — он пожалуй первый в этом ряду.
Справедливости ради нужно сказать и о том, что Дмитрий Степанович не следовал всецело итальянским «канонам», считая, что русская музыка должна развиваться своим путём; например, в своих хоровых концертах, сохраняя общий стиль, он часто ориентировался на русскую народную хоровую традицию. В целом же композитор считал, что строго итальянскую музыку лучше исполнять самим итальянцам.
К концу своей жизни Бортнянский вложил огромные средства, чтобы издать полное собрание своих сочинений, но так и не смог реализовать этого. Из-за довольно довольно печального стечения обстоятельств, связанных с рукописями и материалами, подготовленными для издания, полное собрание сочинений из 10 томов было выпущено только в 1882 году, через шесть десятков лет после смерти композитора, под редакцией П. И. Чайковского (что в общем достаточно интересно, если вернуться к вопросу о композиторской школе).
Скончался Дмитрий Степанович 28 сентября 1825 года, в своей квартире, под звуки одного из своих хоровых концертов, который по его желанию исполнила Капелла.
К. Сокирко.
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно