Джазовые пианисты и классическая музыка.

2023.11.28

Играют ли джазовые пианисты классический репертуар?

Любители классической музыки иногда могут наблюдать, как пианисты-исполнители на концертах играют сочинения джазового жанра. Такие исполнения могут происходить в конце концерта или же вовсе являться вполне самостоятельной частью выступления. Уровень владения джазовой стилистикой у академических пианистов (и музыкантов вообще) очень разный — некоторые примеры звучат вполне достойно, некоторые вызывают у джаз-профессионалов лишь снисходительную улыбку.

Однако сегодня мы поговорим совсем о другом случае, а точнее — об обратной ситуации, когда джаз-пианисты играют классическую музыку. Речь пойдёт не сколько об обработке или аранжировке произведений классиков (как раз таких версий достаточно много), сколько об исполнении точно по авторскому тексту или достаточно близко к нему. Тут нужно сразу сказать, что такие исполнения редки чрезвычайно, но я выделю трёх пианистов исполнителей, которые в своём творчестве доводили трактовки классических сочинений до внимания слушателя.

Говоря об исполнении классической музыки джазовыми музыкантами в целом невозможно обойтись без упоминания имени Кита Джарретта, известного и авторитетного американского джазового пианиста и композитора. Пожалуй, именно Джарретт записал и исполнил классической музыки более чем любой другой джазовый пианист на данный момент. В список записей входят такие сочинения как Хорошо Темперированный Клавир и Гольдберг-вариации И. С. Баха (записано на фортепиано и клавесине), «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича и другие сочинения. Критики высказывались об этих записях неоднозначно, иногда «ругая» Джаррета то за излишнюю ритмичность, то за студийный звук близкий к джазовому, то ещё «за что-нибудь». Тем не менее, его записи и живые исполнения классики — это, безусловно, высокопрофессиональные работы, реализуемые на высоком уровне академического исполнительства, что в джазовой среде встречается крайне редко.

Что же касается именно джаз среды — за свою карьеру музыканту удалось посотрудничать с Артом Блейки, Майлзом Девисом, Чиком Кориа и многими другими известными джазменами; его импровизационные концерты, которые записывались с середины 1970-х позволяют музыканту оставаться одним из самых продаваемых джазовых исполнителей в истории.

Известный джазовый пианист и композитор Херби Хэнкок, один из самых авторитетных джазовых музыкантов XX века, также в своё время отметился исполнением второй части из Концерта соль мажор Мориса Равеля. Это исполнение, которое на добрую половину являлось свободной импровизационной интерпретацией, до сих пор многие считают одной из самых лучших версий воспроизведения классической музыки, которую когда-либо предлагали слушателю джазовые музыканты. Несмотря на то, что вступление и большую часть партии, которая предназначалась автором для правой руки исполнителя, Хенкок заменил собственной импровизацией, гармоническая основа и оркестровая партия осталась неизменной, что обеспечивало равновесие между «вмешательством» Хэнкока и близостью к оригинальному тексту.

Эта запись является частью альбома 1998 года «Gershwin’s World» (очевидно как проведение параллели между музыкой Равеля и музыкой Гершвина, композиторы были современниками), альбом содержит сочинения, написанные Джорджем и Айрой Гершвин (кроме музыки Равеля). В записи альбома приняли участие многие именитые джазмены — Стиви Уандер, Уэйн Шортер, Чик Кориа, Джеймс Картер, Кенни Гарретт, Стэнли Кларк и другие.

Из пианистов более позднего поколения можно отметить работу джазового пианиста и композитора Брэда Мелдау, которая называется «After Bach». Этот альбом был записан в 2017 году и представляет собой запись пяти фрагментов из Хорошо Темперированного Клавира И. С. Баха и авторскими пьесами, которые были написаны под влиянием музыки немецкого композитора. Критики оценили альбом, скорее, положительно, и некоторые даже писали, что интерпретации Мелдау вполне могут «стоять плечом к плечу с выступлениями классических пианистов мирового класса». Тем не менее, несмотря на кажущую собранность сочинений Баха в студийных записях, в концертном исполнении Мелдау позволяет себе больше ритмических и темповых вольностей, некоторые из которых можно даже назвать «джазовыми» (хотя не исключено, что сделано это намеренно). Сам же альбом, по общему мнению рецензентов, вряд ли можно назвать джазовым. Что  верно, так как он таковым является лишь отчасти — и это касается не только фрагментов авторства Баха, но и «ответов» 21 века от Бреда Мелдау.

Мелдау на данный момент является одним из самых влиятельных джаз-пианистов, его работы многократно получали номинацию на премию Гремми, он также является и обладателем этой награды за альбом 2019 года. Музыкант не скрывает, что часто опирается на опыт классической музыки и это безусловно слышно в особенностях его игры (как пример — элементы контрапункта в импровизациях).

Прослушав примеры этих трёх музыкантов, конечно, можно получить представление об уровне исполнительства классической музыки, который нам предлагают джазовые пианисты, но к сожалению — только частично. Так как случаи такого исполнительства крайне редки, можно лишь сделать вывод, что две группы музыкантов (академические пианисты и джазовые пианисты) на данный момент (и в большинстве случаев) предпочитают заниматься своим делом без захода на чужую творческую территорию. Что может быть пока и к лучшему, но кто знает, что нам готовит будущее? Возможно уже довольно скоро все может стать гораздо интереснее.

К. Сокирко

Изображения в этой статье используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

Прокрутить вверх