Песня и инструментализм в России — есть ли жизнь вне вокальной музыки?

2024.12.24

О трудностях развития и продвижения инструментальных музыкальных жанров.

Не секрет, что в нашей стране, как и во многих других странах любят песню. В России, как и в большинстве стран, вокальная музыка всегда занимала центральное место в массовой культуре, ведь песни — это более доступная и понятная форма музыкального искусства для широкой аудитории, в отличие от инструментальной музыки, которая требует определённого уровня восприятия и слушательской культуры. В нашей стране всенародная любовь к вокальному и хоровому исполнительству исходит от наших корней или наших ген, если хотите, так как музыкальная культура Руси, начиная ещё с дохристианского периода и до XVIII века, была в основном ориентирована на пение  (что также тесно связано с традициями православного христианства).

Но не будем забегать вперёд, так как тема инструментальной музыки в России в целом является многогранной и комплексной. Её развитие связано с особенностями культурной и музыкальной традиции, со сложными историческими процессами, которые происходили в нашей стране в разные эпохи. С одной стороны, Россия имеет богатое наследие в области вокальной музыки, в первую очередь благодаря церковному хоровому пению и традициям народного пения. С другой стороны, традиции инструментальной музыки в стране долгое время не имели такого же яркого и устойчивого развития, как на Западе. Важным фактором, повлиявшим на это, стали не только исторические и культурные реалии, но и социально-политическая атмосфера, особенно в XX веке. Сложная и противоречивая ситуация, связанная с инструментальной музыкой в России, требует более глубокого осмысления, чтобы понять, как она развивалась и какие факторы повлияли на её популярность и востребованность.

До принятия христианства и много позже Русь не имела глубокой самостоятельной традиции инструментальной музыки. Важнейшей составляющей музыкальной практики того времени было именно пение. Одним из основополагающих элементов древнерусской культуры было голосовое исполнение – пение как часть обрядов и повседневной жизни. Музыка в Руси до принятия христианства играла важную роль в народных праздниках, обрядах и в работе, но вся эта музыка, как правило, была вокальной, которая служила не только эстетическим, но и социальным целям. Принятие христианства, с его акцентом на церковное пение (в частности, на церковный хор), также укрепило позицию вокала в русской музыкальной культуре.

Конечно, русская народная музыка включала традиции игры на различных инструментах (таких как дудка, гусли, бубен и др.), но звучание этих инструментов было скорее сопутствующим в контексте народного пения, чем самостоятельным в исполнительских формах. Инструментальная музыка в её «чистом» виде начала развиваться в России позднее, особенно с приходом европейской музыкальной культуры в XVIII-XIX веках.

Орган

На Западе же развитие инструментальной музыки имеет гораздо более глубокие исторические корни. Уже в эпоху Ренессанса в Европе существовали музыкальные традиции, включая органную музыку, музыку для струнных инструментов. Церковь играла ключевую роль в развитии инструментальной музыки — орган был не только важным инструментом в христианских храмах, но и основой для последующего развития европейской инструментальной традиции. Но, пожалуй, более важно отметить роль культуры танца. В Европе, инструментальная музыка развивалась значительно раньше и сильнее, отчасти из-за того, что в ряде стран (например, в Италии, Франции, Англии) танцевальная музыка стала основой для формирования независимой инструментальной традиции. Танцевальные традиции (особенно в народной культуре) на Западе играли большую роль, поскольку танцы часто становились сопровождением для разного рода событий, а музыка, сопровождающая танцы, становилась основой для развития инструментальных жанров, таких как сюита, соната и другие.

Этот процесс также был усилен развитием профессиональных музыкантов и композиторов, которые специализировались именно на инструментальных произведениях. И начиная с эпохи Барокко (XVI–XVIII века) и далее, в Европе постепенно начинают появляться различные самостоятельные инструментальные музыкальные жанры, такие как, концерт, фуга, увертюра, уже упомянутые соната, сюита, партита и другие.

Если же переместиться в XX век (минуя эпоху классицизма и романтизма, в которых развитие инструментальной музыки активно продолжалось) — то с появлением новейших жанров, инструментальная музыка стала неотъемлемой частью западной музыкальной культуры. Здесь можно проследить, как на Западе возникали оркестровые и ансамблевые традиции, которые затем продолжили развиваться в более демократичных формах не только академической, но и современной эстрадной музыки (если говорить о таких направлениях как джаз или рок).

Но вернёмся к нашей стране. С эпохи Петра I в России начинается активное заимствование западных культурных и музыкальных традиций. Петр, стремившийся модернизировать Россию, активно внедрял западноевропейские культурные и научные практики — это касалось и музыки. Но даже несмотря на действия Петра, музыкальная культура России оставалась в значительной степени ориентированной на вокальную музыку. Это касалось как народной музыки, так и высокого искусства.

Вокальная музыка продолжала оставаться более популярной даже в XIX веке, когда формировалась и развивалась русская композиторская школа (Глинка, Даргомыжский, позже — композиторы «Могучей кучки»). Опера, романс, хоровые сочинения были в центре музыкальной жизни. Инструментальная музыка, конечно также развивалась — например, если говорить о  музыке Чайковского, позже — Рахманинова, но её массовая популярность была ограничена более узким кругом слушателей.

В XX веке, особенно в Советский период, продолжилась линия акцента на вокальной музыке. И несмотря на успехи таких композиторов, как Д. Шостакович и С. Прокофьев, инструментальная  музыка всё же оставалась в меньшинстве, а популярность вокально-хоровых жанров находилась на весьма высоком уровне.
В этот же временной период важной частью культурной политики становится эстрадная музыка. Она — мощный инструмент пропаганды, и ещё большую роль в музыкальной жизни страны начинает играть именно песня, в том числе в жанре «массовой музыки». Популяризация же инструментальной музыки в Советском Союзе не получает глобального развития так как музыка с голосом, особенно в виде популярных песен, была проще для восприятия и служила важной социальной и идеологической цели – она должна была «просто и понятно» передавать массовую идею.

В это время возникли новые звезды — композиторы-песенники, такие как Матвей Блантер, Александра Пахмутова, Оскар Фельцман, которые стали культовыми фигурами в советской музыке. Песни,адресованные народу, легко воспринимались, и сами композиторы становились народными любимцами. Сегодня такая ситуация во многом сохраняется: композиторы-песенники в России часто являются намного более известными и успешными, чем композиторы, работающие в сфере инструментальной музыки. Одновременно это является и проблемой, если говорить не только о вышеупомянутых авторах, но и уже о более современных эстрадных композиторах (например, таких, как И. Крутой, И. Матвиенко и других). Ведь их признание часто связано с массовым и очень широким охватом слушателей, но отнюдь не всегда с качеством музыки. Да, эти композиторы создали десятки песен, которые стали частью музыкального песенного наследия, и это помогло им стать знаковыми фигурами, даже несмотря на некоторую повторяемость их творчества. Но всё-таки подчеркну — речь здесь идёт не только и не сколько о музыкальном таланте, сколько о востребованности самого жанра песни в массовой культуре.

Стоит добавить, что многие молодые композиторы, воспитанные в условиях популярной музыки, часто склоняются к созданию музыкальных произведений, которые ориентированы на массовый вкус, оставляя в стороне академическое творчество, которому они обучались. Это, в свою очередь, также затрудняет развитие инструментальной музыки в нашей стране, поскольку многие творцы не видят для себя актуальности и поддержки в создании сложных инструментальных произведений. Хотя ещё в Советском Союзе существовала государственная поддержка классической музыки, которая выражалась в финансировании государственных оркестров, театров и филармоний, тем не менее, инструментальная академическая музыка была довольно изолирована от широкой публики. В СССР она часто воспринималась как искусство «для элиты», не всегда доступное широкой аудитории. Сегодня ситуация изменилась, но инструментальная академическая музыка в России всё ещё остаётся нишевым жанром, который, понятное дело, не имеет такого массового интереса, как вокальная музыка или эстрадная поп-музыка.

Тема же эстрадной музыки — отдельная история. На Западе эстрадная музыка, включая инструментальные жанры (например, репертуар джаз и поп-оркестров), имеет гораздо более глубокие исторические корни и традиции. В Советском Союзе, несмотря на наличие эстрадных оркестров и инструментальных ансамблей, эстрадная музыка долгое время была в тени официальной культуры и инструментальные композиции в жанре эстрады не получали столь же широкого распространения, как вокальные сочинения. Инструментальная музыка западного типа (например, джаз) на русском пространстве оказалась даже намного более нишевым явлением, если сравнивать с музыкой академической.

Сегодня в России интерес к инструментальной эстрадной музыке безусловно существует (рок, джаз, инструментальный блюз, электронная музыка), но эта сфера остаётся явно менее массовой, чем в странах Западной Европы, не говоря о США; говоря проще — в нашей стране внимание к эстрадной инструментальной музыке всё ещё остаётся на уровне незначительных экспериментов.

Ну а что же на самом Западе? Здесь ситуация несколько иная. Инструментальная музыка, как уже говорилось, имеет более глубокие исторические корни, что сказывается не только на академических направлениях, но и на эстрадных. В странах Западной Европы, к примеру, существовали и продолжают существовать мощные институты поддержки эстрадной инструментальной музыки, такие как звукозаписывающие компании, радио и телевидение, музыкальные фестивали и конкурсы. Джаз, рок, блюз и другие жанры инструментальной музыки на Западе развивались в «культурной среде», где институциональная поддержка была заложена на уровне культурной политики и бизнеса. В этой среде артистам предоставлялась возможность не только развивать свои творческие идеи, но и получать прибыль от продажи записей, гастролей и участия в культурных мероприятиях. Это обеспечивает на протяжении уже многих десятилетий стабильное существование и развитие жанра.

Но наша страна могла бы ситуацию изменить. Сейчас даже самые талантливые музыканты и ансамбли сталкиваются с трудностями при продвижении своих проектов. Недостаток инвестиций в эту сферу, отсутствие широких каналов для распространения музыки и недостаточная поддержка на государственном уровне — это большая проблема и в первую очередь это проблема именно эстрадной инструментальной музыки. Но инструментальная музыка в России может занять достойное место в музыкальной культуре, если будет выстроена системная поддержка и активно использованы возможности для её популяризации. Конечно песня по-прежнему будет доминирующим жанром с точки зрения восприятия в общемировом масштабе, в силу её доступности, универсальности и способности передавать эмоции, которые воспринимаются без дополнительных усилий. Хотя инструментальная музыка может быть глубоко эмоциональной, её восприятие требует от слушателя большей вовлечённости и подготовленности. Но это не значит, что мы (государство, бизнес, деятели культуры, медиа) не можем влиять на степень этой самой вовлечённости.

Так что же можно сделать?

Необходимо активно развивать традицию музыкального образования, более широко ориентированного на инструментальное искусство. Важно включать в образовательные программы изучение всей палитры инструментальных жанров, а также обучать студентов не только исполнению, но и основам композиции и аранжировки в жанре инструментальной музыки.

Одним из важных факторов является продвижение инструментальной музыки через массовые каналы, такие как телевидение, радио и интернет-платформы. Важно создать специальное пространство для инструментальных произведений, которое было бы доступно широкому кругу слушателей и в целом наладить механизмы поддержки и продвижения инструментальной музыки в массовой культуре. Государственная поддержка музыкальных коллективов, создание площадок для инструментальных концертов и фестивалей, развитие музыкальных телеканалов и радиостанций (и даже отдельных, неединичных шоу) — могут существенно улучшить ситуацию.

Инструментальная музыка на стыке жанров (например, синтез классической и электронной музыки, инструментальная музыка с элементами джаза, рок и даже поп-музыки) может привлечь внимание молодёжи, если будет использована в контексте более популярных жанров. В этом плане сотрудничество между композиторами инструментальной музыки и артистами популярной музыки или продюсерами может стать хорошей платформой для продвижения (например, использование оркестровых аранжировок для популярных песен, создание инструментальных версий известных хитов и т. д.).

Государственная поддержка в виде субсидий, грантов и финансирования культурных инициатив — важнейший фактор, способствующий развитию инструментальной музыки. Важны культурные мероприятия, фестивали, конкурсы, на которых будет представлена не только классическая, но и современная инструментальная музыка. Программы поддержки молодых композиторов, оркестров и ансамблей, а также развитие грантовых программ для создания новых произведений могут сыграть ключевую роль в популяризации инструментальной музыки. Важным шагом могло бы стать и создание национальных наград или премий в области инструментальной музыки, что позволило бы привлечь внимание общественности и СМИ к этому жанру.

И конечно, стоит отметить важность популяризации эстрадной инструментальной музыки через «живые» выступления. В России может быть полезным создание концертов и шоу с живыми выступлениями инструментальной музыки, как в классическом, так и в более современных жанрах (например, с элементами джаза, фьюжн, электронной музыки). Это создаст возможность для более непосредственного общения между музыкантами и слушателями, и будет способствовать формированию сообщества любителей инструментальной музыки.

Российская музыкальная культура имеет богатое наследие, однако инструментальная музыка (и особенно эстрадная) традиционно остаётся на периферии культурной жизни. Это связано с историческими особенностями, культурными предпочтениями и общественным вкусом. Популяризация инструментальной музыки, как в академической, так и в эстрадной форме, в России требует комплексного подхода, который включает в себя активное продвижение через образовательные, культурные и медийные каналы. Песня, как жанр, несомненно, останется более популярной и доступной для широкой аудитории, но с правильной поддержкой и инновационными подходами — вполне возможно создать условия для устойчивого роста интереса к инструментальной музыке. Будем надеяться, что нужные механизмы для создания этих условий обязательно появятся в недалёком будущем — ведь тенденция к этому, в целом, есть.

Подготовил К. Сокирко

Изображения в этой статье используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com.

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

Прокрутить вверх