Прогрессивный металл — проблемы эволюции.

2022.08.29

Прог-металл: чего не хватает современной прогрессивной тяжёлой сцене.

Начатые в середине 1980-х эксперименты по «усложнению» музыкального материала тяжёлых и супертяжёлых эстрадных направлений и сегодня не теряют свою актуальность, хотя стоит сказать, что массовым это явление, по понятным причинам, не стало. Вообще прог-рок и прогрессивный металл, как его производное, несмотря на довольно большую палитру под-стилей, изначально имели возможность вывести музыкальный андерграунд на существенно новый музыкальный уровень. Но этого не произошло, во всяком случае пока.

Что касается супертяжёлой музыки — то наиболее интересными релизами в этом направлении начала-середины 90-x можно было бы отметить альбомы таких групп как Pestilence, Death и некоторых других. Наиболее яркие работы — «Testimony Of The Ancients» (Pestilence, 1991), «Human» (Death, 1991), чуть менее впечатляющий и следующий за ним «Spheres» (Pestilence, 1993), «Individual Thought Patterns» (Death, 1993) и «Symbolic» (Death, 1995).  Эти альбомы не слишком тесно связывали с прог-металлом, такие работы классифицировали весьма по-разному — звучали названия techno-death, jazz-death, death-fusion и т. д.. Однако, что их абсолютно точно объединяло — это наличие музыкального тематизма, вернее его зачатков.

Безусловно, сравнивать с развитием тематизма, которое мы имеем, например, в академической музыке тут не приходится — многие музыкальные идеи и линии едва-ли получали полноценное развитие в рамках одной композиции. Но эти релизы, пожалуй, являлись довольно сильным шагом вперёд на пути развития тяжёлой музыки как жанра. И стоит сказать, что с развитием формы композиции дела обстояли куда лучше (особенно у Death, где Чак Шульдинер довольно часто и успешно укладывает материал в трёхчастную форму ABA, иногда с некоторыми вариациями).

Сегодня, когда слушаешь современные релизы коллективов вроде Cynic, Animals As Leaders или Meshuggah (все они, конечно, разные по саунду и манере, но их относят прогрессивному металлу), начинаешь ловить себя на мысли, что в определённый момент теряешься в пространстве — часто композиции мало отличаются друг от друга даже на уровне гитарных риффов; в определённые отрезки времени это просто последовательность из музыкального материала без какого-либо смысла и развития. То есть композиции иногда не имеют своей идентичности, не имеют главной музыкальной идеи и целиком подчинены идее исполнительства, иногда, правда, весьма техничного и впечатляющего. Критики отмечают, что порой довольно сложно отделаться от мысли, что такую музыку сочиняет человек, а не машина. Есть исключения, вроде шведской группы Opeth, которая проделала долгий путь, но и у них частенько встречается «выпадающий» материал. Что это — веяние времени, технологий? Переоценка возможностей?

А ведь с начала девяностых прошло уже три десятка лет. Думается, что за это время уже можно было бы предложить слушателям в музыкальном смысле что-то более новое чем последовательность риффов с нестандартными размерами и неожиданными гитарными аккордами и ходами (звук в расчёт не берём, он эволюционирует естественным образом во всех музыкальных направлениях). В общем — оставим эти вопросы более въедливым аналитикам, и попробуем разобраться, что с этим можно сделать.

Во-первых можно «подсмотреть» композиторские приёмы, применяемые в академической музыке. Многие скажут, мол, ну что тут можно требовать от музыкантов без академического образования, тем более играющих металл. Но на самом деле принципы музыкального развития, которые использовали классические композиторы могли бы здорово помочь, тем более, что принципы эти, так или иначе, пересекаются с принципами (лучше сказать наследуются) используемыми в эстраде. И уж если музыкант хочет чего-то большего, творческого, индивидуального, нежели просто «колбасить» под бласт-бит — вышеупомянутые вещи можно изучить самостоятельно, все источники информации — вполне доступны.

Во-вторых — не стоит ничего усложнять ради усложнения, то есть принципиально. Да, безусловно, если «понатыкать» в композицию переменных размеров и придумать пару риффов с тритонами, разрешающимися в секунду — возможно это и гарантирует попадание такой музыки в раздел «прог», но не более того. Художественная ценность подобного материала будет весьма низкой, ведь дело, в конце концов не в размерах, а в идее. А идея в музыке, в первую очередь — это музыкальная тема (в случае с металлом — может быть гитарный рифф). И именно на уровне темы обретается понимание — что конкретно мы хотим донести до слушателя, как это будет потом трансформироваться, ведь музыка — это в том числе и процесс!

В-третьих, важно слушать или пере-слушивать все успешные альбомы и композиции коллег по цеху — и пусть это будет совсем не «прог». Почему именно та композиция или тот рифф зацепил слушателя? Как это сочинено? Анализ музыки коллег однозначно помогает задавать правильные вопросы, чтобы разобравшись получить ответы и быть более вооружённым. Но не копировать, а эволюционировать.

Можно было бы привести ещё немало примеров и дать какие-то оценки (например сказать о злоупотреблении виртуозными и техническими элементами и технике исполнения вообще). Но самое главное, на что нужно обратить внимание, заключается в том, что ценность любой музыки — во многом зависит от её драматургии. А музыкальная драматургия — это то, что «пронзает» (в хорошем смысле) музыку насквозь, скрепляет её, объединяя музыкальный материал в единое произведение. И если желание выходить на более серьёзный уровень в смысле сочинения музыки, писать материал более осмысленно — необходимо в первую очередь уделить внимание всем аспектам, которые связаны с музыкальным развитием. Возможно-ли это в прогрессивной металлической и рок-музыке? Безусловно! Но здесь очень важно желание. Так как без него вообще мало что возможно.

К. Сокирко

Изображения в статье являются стоковыми фотоработами распространяющимися свободно.

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

  • Михаил Глинка
  • ИЮНЬ МЕСЯЦ
    Родились:
    Михаил Глинка – 01 июня 1804/ Евгений Мравинский - 04 июня 1903/ Марта Аргерих - 05 июня 1941/ Арам Хачатурян – 06 июня 1903/ Томазо Джованни Альбинони - 08 июня 1671/ Роберт Шуман – 08 июня 1810/ Тихон Хренников - 10 июня 1913/ Рихард Штраус – 11 июня 1864/ Эдвард Григ - 15 июня 1843/ Шарль Франсуа Гуно - 17 июня 1818/ Игорь Стравинский – 17 июня 1882/ Галина Уствольская - 17 июня 1919/ Жак Оффенбах – 20 июня 1819
    Родились эстрадные и джаз-музыканты:
    Кенни Джи (Кеннет Горелик) - 05 июня 1956/ Монти Александер - 06 июня 1944/ Стив Вай - 06 июня 1960/ Коул Портер – 09 июня 1891/ Армандо Энтони «Чик» Кориа – 12 июня 1941/ Маркус Миллер - 14 июня 1959/ Эсбьёрн Свенссон - 14 июня 2008/ Энтони Джексон - 23 июня 1952
    Покинули нас:
    Иоганн Штраус-сын - 03 июня 1899/ Жорж Бизе - 03 июня 1875/ Елена Гнесина – 04 июня 1967/ Иоганн Кунау - 05 июня 1722/ Орландо ди Лассо - 14 июня 1594/ Геннадий Рождественский - 16 июня 2018/ Сергей Танеев – 19 июня 1915/ Николай Римский-Корсаков – 21 июня 1908/ Дариюс Мийо – 22 июня 1974/ Рейнгольд Глиэр - 23 июня 1956
    Покинули нас - эстрадные и джаз-музыканты:
    Стэн Гетц - 06 июня 1991/ Рэй Чарльз – 10 июня 2004/ Орнетт Коулман – 11 июня 2015/ Бенни Гудмен (Бенджамин Дэвид Гудмен) - 13 июня 1986/ Элла Джейн Фицджеральд – 15 июня 1996/ Майкл Джозеф Джексон - 25 июня 2009

Прокрутить вверх