2022.12.24
К 60-летию со дня рождения Мишеля Петруччиани.
В конце декабря уходящего 2022 года есть одна дата, которую вряд ли пропустит слушатель, мало-мальски увлекающийся фортепианным джазом. 28 февраля исполнилось бы 60 лет со дня рождения Мишеля Петруччиани, музыканта, который являлся одним из самых видных европейских джазовых пианистов второй половины XX века.
В Интернете и в других источниках немало информации о судьбе Мишеля, которая складывалась весьма сложно из-за его заболевания — несовершенного остеогенеза (сопровождается ломкостью костей и деформацией скелета). Сила духа музыканта позволила ему вопреки связанными с болезнью трудностями добиться мировой известности и признания, что в его положении удаётся немногим.
Уже в пятнадцать лет приехав в Париж музыкант играл с известными джазменами, причём коллеги встретили его с некоторым изумлением — при росте менее метра он играл как настоящий музыкальный великан, в прямом и переносном смысле, но относились к нему — как к равному. В начале восьмидесятых годов Петруччиани переехал в США — сначала в Калифорнию, а затем перебрался в Нью-йорк, где и провёл остаток жизни. Жизнь в Америке ознаменовала начало самого плодотворного этапа творческой жизни музыканта — начиная с гастролей с его коллегой саксофонистом Чарльзом Ллойдом (который до этого уже перестал выступать, но Мишель чудесным образом «вернул» его). Дальше было сотрудничество с виднейшими джазовыми музыкантами, запись более 30 музыкальных альбомов и, конечно, концерты, концерты и ещё раз концерты.
Но что из себя представляет игра Петруччиани? В чём его особенность?
Музыкант говорил так: «То, о чем и как думает человек не менее важно, чем то, как он играет». Пожалуй, благодаря этому можно сделать некоторые изначальные выводы. Надо сказать, что коллеги и критики в некоторых случаях отзываясь об игре Мишеля не особенно лестно, говоря о его манере как о «доступной». В частности упоминается, что музыкант не тратил много времени на аранжировку (полагаю, что речь идёт об аранжировках со сложной гармонизацией и ритмическими фигурами, характерными для джаза).
Но так ли плохо это? Ведь, в конечном итоге, цель истинного музыканта, композитора и исполнителя заключается не в том, чтобы излишне усложнить музыку, а в том, чтобы быть понятым слушателями. И Петруччиани играл «сердцем» — об этом он так и говорил: «Когда я играю — я играю своим сердцем, головой и духом … Я играю не с головами людей, а с их сердцами». Да, игра Мишеля была в первую очередь игрой на фортепиано, а уже затем — игрой джазового музыканта, но такой подход находил отклик в душах слушателей, которые если и роняли слезу на его концертах, то, очевидно, не от вида Петруччиани, а от того, что и как он делал находясь за фортепиано. И будучи человеком чутким — он весьма тонко понимал эти эмоции и находил эту связь с людьми правильной. В результате, со зрителями в зале создавалась особое взаимодействие, особая атмосфера.
Прикосновение к инструменту Петруччиани было динамичным — он использовал динамические контрасты и порой играл весьма резко, бывало забираясь в самые верхние регистры. Но дело в том, что все его исполнительские приёмы вполне вписывалось в общий стиль, который был «пропитан» романтической атмосферой с часто завораживающим лиризмом, поэтому динамика не «расплёскивалась» — она была частью этого потока.
Что касается влияний — Петруччиани часто сравнивают с Биллом Эвансом и Китом Джарреттом, иногда говоря про первого, что игра Эванса более «интеллектуальна». Но на самом деле, несмотря на сходство с Эвансом (особенно у раннего Петруччиани), игра Мишеля кажется другой — более доступной, более ясной и…более современной. Это частично подтверждается отношением музыканта к своим ошибкам. Он говорил так: « … штука в том, что когда я совершаю ошибку, это звучит абсолютно возмутительно, действительно ужасно, потому что все остальное так ясно!».
Однако по пути большей «ясности» пошли немногие джазовые пианисты. Во всяком случае, каким-то осознанно продолжаемым и специально развиваемым стилем джазового исполнительства игра Петруччиани не стала (а жаль). Возможно это от того, что музыкант мог бы сделать больше, если бы успел. Как-то Жак Ширак сказал: «Мишель Петруччиани стремился к обновлению джаза. В его искусстве всегда были страсть, отвага и гениальность». Тут можно добавить, что ресурсы для упомянутого обновления музыкант изыскивал внутри джаза, нечасто, но довольно легко заходя на территории других музыкальных стилей; он делал ставку на мелодизм, виртуозность и в то же время прозрачность в исполнительстве.
Да, пожалуй быть современным джазовым музыкантом, привнести что-то своё личное и новое в это искусство — вот одна из целей, которую преследовал Мишель Петруччиани, но кроме «страсти, отваги и гениальности» здесь понадобились упорный труд и бесконечная преданность своему делу. Всё это было у замечательного французского музыканта. Единственное, чего не хватило — времени.
К. Сокирко
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно