Кристоф Глюк, «Орфей» и оперная реформа.

2022.10.26

Реформаторство как часть эволюции оперного жанра.

К. Глюк

Пятого октября 2022 года исполнилось 260 лет со дня премьеры оперы Кристофа Ви́ллибальда фон Глюка «Орфей и Эвридика» (1762). «Орфей» открывает «первый реформаторский период» в творчестве немецкого композитора (который также называют «венским»). После этого сочинения, в рамках венского периода, были написаны оперы «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), а также некоторые другие оперы, имевшие только косвенное отношение к реформаторской деятельности Глюка.

Далее композитор переезжает в Париж. В рамках парижского периода создаются оперы «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779), «Эхо и Нарцисс» (1779).

В предисловии к опере «Альцеста» Глюк изложил основные принципы своей реформы, основная суть которой заключается в подчинении всех используемых в опере средств (музыка, поэзия, балет) общей драматической идее.

Например, о взаимодействии поэзии и музыки Глюк писал так: «…Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок и светотень, которые способствуют оживлению фигур, не изменяя их контуров». Или об увертюре: «Я полагал, что увертюра должна как бы предупреждать зрителей о характере действия, которое развернётся перед их взором…».

Всё это говорит нам о естественном развитии оперного жанра по принципу «от разрозненного — к единому», и, как справедливо подмечают искусствоведы, сама по себе реформа была не только идеей самого Глюка, но также была результатом «векового роста мысли».

Реформаторские оперы композитора в его время вызывали шоковый эффект и нешуточные споры, так как были сломлены устоявшиеся каноны жанра (в случае Глюка — жанра оперы «seria»). Правда, после Вены, в Париже, композитор уделил больше времени разъяснению публике своей творческой позиции; статьи о творчестве Глюка стали появляться в парижской прессе, что в том числе повлияло на начало сотрудничества Глюка с Королевской академией музыки. Но отзывы критиков всё же были чаще негативными. В итоге общество было разделено на два лагеря — сторонников Глюка (среди которых были Д. Дидро, Ж. Руссо) и противников (консерваторы Ф. Лагарп, Ж. Мармонтель и другие).

Последние были объединены вокруг достаточно известной музыкальной фигуры того времени — композитора Пикколо  Пиччини, который внёс весомый вклад в развитие жанра оперы «buffa». И хотя между Глюком и Пиччини не было враждебных отношений как таковых, сторонниками композиторов культивировалось состояние непримиримого соперничества между ними — вплоть до самого отъезда Глюка из Парижа в 1779 году.       

Но всё же вернёмся к реформе. Что произошло в её результате? Идеи заложенные Глюком в разной степени повлияли на творчество многих композиторов, среди которых Л. Керубини, Г. Берлиоз, М. П. Мусоргский, К. М. фон Вебер, М. И. Глинка, Д. Верди и другие. Но в этом контексте очень важно отметить взаимодействие реформы Глюка с творчеством Моцарта и Вагнера.

Что касается первого — считается, что Моцарт, в целом, не принял реформу Глюка, но на самом деле это не совсем так. Моцарт просто пошёл по другому пути. Он также развивал оперный жанр избавляя его от излишеств, но это развитие основывалось не на идее подчинения музыкального материала поэзии (как у Глюка), а на идее подчинения слова — музыке. В этом смысле справедливо заметить, что оба композитора значительно обогатили оперный жанр (Моцарт — оперу «buffa», Глюк — оперу «seria»). В оперном творчестве каждого из них музыка стала активной частью действия, несмотря на разность подходов к реализации композиторских идей.

Но если если оперное творчество Моцарта было в известном смысле антитезой тому, что создавал Глюк, то творчество Вагнера и вагнеровская реформа оперы, менее века спустя после премьеры «Орфея и Эвридики», были серьёзным, углублённым переосмыслением глюковских стремлений.

Вагнер, развивая идею непрерывности музыкально-драматического действия в опере, использовал новые методы, среди которых использование системы лейтмотивов, отказ от традиционных оперных арий и ансамблей (т. е. законченных номеров), кратное увеличение роли оркестра, что часто называют «симфонизацией оперы».

Современники Вагнера и уже следующее поколение композиторов признавали значимость вагнеровской реформы, в которой опера представляла из себя масштабную программную вокально-симфоническую музыку, но в целом большинство из авторов не пошли по вагнеровскому пути или пошли лишь частично. К операм, где используются схожие принципы использования музыкальных средств можно отнести такие сочинения, как «Хованщина» М. Мусорского или «Пиковая дама» П. Чайковского, которая считается самой «симфонической» оперой русского композитора и в отношении которой сам автор высказывал предположения о её совершенности.

Таким образом, реформаторское дело Глюка передало «эстафетную палочку» реформе и музыке Вагнера; в дальнейшем же начатые Глюком реформы дали свои результаты — в той или иной степени продолжая развитие в оперном творчестве следующих поколений композиторов (безусловно, уже через призму достижений Вагнера). Наработки сделанные Глюком и затем переосмысленные Вагнером оказали влияние и на музыку композиторов XX века — таких как Р. Штраус, С. Прокофьев, А. Шёнберг и других.

К. Сокирко

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

  • Михаил Глинка
  • ИЮНЬ МЕСЯЦ
    Родились:
    Михаил Глинка – 01 июня 1804/ Евгений Мравинский - 04 июня 1903/ Марта Аргерих - 05 июня 1941/ Арам Хачатурян – 06 июня 1903/ Томазо Джованни Альбинони - 08 июня 1671/ Роберт Шуман – 08 июня 1810/ Тихон Хренников - 10 июня 1913/ Рихард Штраус – 11 июня 1864/ Эдвард Григ - 15 июня 1843/ Шарль Франсуа Гуно - 17 июня 1818/ Игорь Стравинский – 17 июня 1882/ Галина Уствольская - 17 июня 1919/ Жак Оффенбах – 20 июня 1819
    Родились эстрадные и джаз-музыканты:
    Кенни Джи (Кеннет Горелик) - 05 июня 1956/ Монти Александер - 06 июня 1944/ Стив Вай - 06 июня 1960/ Коул Портер – 09 июня 1891/ Армандо Энтони «Чик» Кориа – 12 июня 1941/ Маркус Миллер - 14 июня 1959/ Эсбьёрн Свенссон - 14 июня 2008/ Энтони Джексон - 23 июня 1952
    Покинули нас:
    Иоганн Штраус-сын - 03 июня 1899/ Жорж Бизе - 03 июня 1875/ Елена Гнесина – 04 июня 1967/ Иоганн Кунау - 05 июня 1722/ Орландо ди Лассо - 14 июня 1594/ Геннадий Рождественский - 16 июня 2018/ Сергей Танеев – 19 июня 1915/ Николай Римский-Корсаков – 21 июня 1908/ Дариюс Мийо – 22 июня 1974/ Рейнгольд Глиэр - 23 июня 1956
    Покинули нас - эстрадные и джаз-музыканты:
    Стэн Гетц - 06 июня 1991/ Рэй Чарльз – 10 июня 2004/ Орнетт Коулман – 11 июня 2015/ Бенни Гудмен (Бенджамин Дэвид Гудмен) - 13 июня 1986/ Элла Джейн Фицджеральд – 15 июня 1996/ Майкл Джозеф Джексон - 25 июня 2009

Прокрутить вверх