2020.03.03
Камиль Сен-Санс — 185 лет.
Девятого октября исполнилось 185 лет со дня рождения виднейшего французского композитора Камиля Сен-Санса. Ещё Юлий Кремлев в своей книге о Сен-Сансе замечал, что исследовательских работ о творчестве этого французского композитора, в том числе и на русском языке (во всяком случае на момент написания книги в 1970 г.) — совсем немного. «…До сколько-нибудь исчерпывающих итогов изучения пока ещё далеко, капитальные монографии всестороннего характера отсутствуют. На русском же языке монографий вообще нет» — писал автор в предисловии. Впрочем, как справедливо замечено в этом же предисловии «творчество Сен-Санса издавна занимает в России заметное место». И это правда — композитор был страстным новатором, обладал блестящим композиторским мастерством и высоким мастерством оркестровки, был человеком широчайшего музыкального кругозора.
Ещё в позапрошлом веке это весьма сильно импонировало той части русского музыкального общества, которая тепло относилась к творчеству Чайковского — с ним, кстати, Сен-Санс встречался лично. Композитор с восхищением слушал и изучал русскую музыку — сочинения Глинки, уже упомянутого Чайковского, Мусоргского. Клавир оперы «Борис Годунов» Сен-Санс и вовсе привёз во Францию, чтобы представить её своим коллегам. Уникальность Сен-Санса, пожалуй, заключается в его редкой «универсальности» — если конечно можно так сказать — которая напрямую влияла на его музыкальные работы и вызывала уважение у последователей. Это выражалось не только в его профессиональной реализации в качестве композитора — как автора опер, симфонических, вокально-симфонических, хоровых, камерных сочинений, сочинений для фортепиано, органа; Сен-Санс был эрудитом во многих других областях — литературе, зоологии, ботанике, астрономии и, кроме всего прочего, имел поэтический дар (текст для нескольких вокальных сочинений написан самим композитором). Большинство слушателей знает творчество Сен-Санса по опере «Самсон и Далила», циклу «Карнавал животных» для камерного ансамбля, концерту для фортепиано с оркестром соль минор, некоторым камерным сочинениям. Что, в общем, не вполне справедливо, так как, например, симфоническая музыка композитора заслуживает не меньшего внимания (наиболее известными являются Третья симфония, симфоническая поэма «Прялка Омфалы», симфоническая поэма «Пляска смерти») — хотя бы потому, что эти сочинения, по мнению критиков, оказали немалое влияние на следующее поколение французских композиторов, таких как Равель и Дебюсси.
Сен-Санс прожил долгую и интересную творческую жизнь, полную творчества, путешествий и выступлений. Будучи великолепным органистом он не переставал концертировать и как пианист, вплоть до 1921 года, практически до самой кончины. Некролог «The Times» по случаю смерти композитора гласил:
«…Он (Сен-Санс, ред.) обладал огромной жизненной силой и ни на шаг не отставал от времени».
И с этим невозможно не согласиться.
Автор изображения Сен-Санса в этой заметке: Bain News Service, publisher
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно