Йозеф Гайдн. Историческая значимость творчества композитора.

2022.03.31

К 290-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

Итак, этой весной мы встречаем прекрасную дату — 290-ю годовщину со дня рождения Йозефа Гайдна. Казалось бы, ещё не так давно мы были свидетелями масштабных мероприятий, которые были посвящены 280-летнему юбилею со дня рождения (в 2012-м), а также 200-летию со дня смерти композитора (в 2009-м). Время неумолимо идёт вперёд, но благодаря ему же, у нас есть много отличных поводов ещё (и ещё) раз переосмыслить творчество гениальных музыкантов, композиторов, в разные времена живших среди нас, к коим безусловно относится и Гайдн.

Значимость творчества Гайдна весьма высока. Анализируя многочисленные статьи, написанные о творчестве Гайдна можно представить, что творчество это, по сути, являлось неким «мостом», между музыкой барокко и музыкой эпохи классицизма. Это подкрепляется и историческими фактами — композитор был знаком с Моцартом, преподавал Бетховену при том, что в свои годы Гайдн получал образование изучая музыку Э. Баха, а позже, будучи зрелым композитором, испытывал влияние Генделя — речь конечно о «Сотворении мира», «Временх года» и шести последних мессах. Гайдн говорил: «Кто меня хорошо знает, тот, конечно, увидит, что я обязан Эммануилу Баху весьма многим, что я его понял и прилежно изучал…».

Чрезвычайно высокое влияние творчество Гайдна оказало на развитие инструментальной музыки. Многие критики прямо говорят о том, что Гайдн создал ряд инструментальных жанров, которыми композиторы пользуются по сей день. Среди них — такие значимые, как струнный квартет и симфония (в том виде, что она просуществовала следующие полтора века). Некоторые авторы статей и аналитических работ полагают, что Гайдн в значительной мере и был создателем классицизма — и это мнение вполне оправдано.

Тем не менее, отношение к творчеству Гайдна не всегда было однозначным, а иногда и вовсе было противоречивым. Так, из написанного в книге Ю. Кремлева «Гайдн», можно сделать вывод, что из русских композиторов XlX века однозначно положительно о творчестве Гайдна отзывался только лишь Глинка. Остальные же критиковали композитора в духе слов Римского-Корсакова, что «Моцарт и Гайдн считались устаревшими и наивными» или слов Чайковского, что «Гайдн —художник поверхностный, холодно изящный…». Правда со временем Римский-Корсаков изменил свою точку зрения, замечая, что «период нашей музыки: музыки свободной, музыки с игрой и сменой разнообразных настроений, музыки с применением всех разнообразных технических средств, музыки, излившейся в разнообразные и интересные формы, музыки выразительной начался с Гайдна и Моцарта». Что же касается XX столетия — Гайдна высоко ценили Стравинский, Прокофьев и многие другие композиторы, хотя прямых высказываний об этом не так много.

Говоря о новаторстве в инструментальных жанрах, необходимо отметить, что начинал Гайдн как оперный композитор. Его оперное творчество — это свыше двадцати сочинений (включая оперетты и сочинения к драматическим спектаклям).

Оперы Гайдна — это, в большинстве своём, произведения в жанре «опера-буффа», конечно, которые вряд ли могут соперничать с оперным наследием его друга и младшего коллеги Моцарта. Тем не менее существует мнение, что оперное творчество композитора до сих пор недооценено, при том, что за рубежом оперы Гайдна ставят довольно часто.

Что же касается творчества композитора в целом — следует особо отметить, что творчество Гайдна возможно не менее близко к «народным корням», чем творчество тех же кучкистов, многие из которых называли Гайдна наивным и старомодным. Здесь можно предположить, что кажущаяся простота, легкомыслие и наивность музыки композитора отнюдь не черта, характеризующая его композиторское мастерство, а напротив — стремление быть понятым наибольшим количеством людей, включая музыкальных дилетантов, к которым Гайдн относился с уважением. Мы же, современные любители классической музыки, сегодня должны быть благодарны композитору за его искреннюю страсть, жизнелюбие и абсолютный музыкальный оптимизм.

К. Сокирко

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

  • Антонин Дворжак
  • СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ
    Родились:
    Иоганн Пахельбель – 01 сентября 1653/ Андрей Петров - 02 сентября 1930/ Антон Брукнер - 04 сентября 1824/ Дариюс Мийо - 04 сентября 1892/ Евгений Светланов - 06 сентября 1928/ Антонин Дворжак - 08 сентября 1841/ Фридрих Кулау - 11 сентября 1786/ Александр Свешников - 11 сентября 1890/ Арнольд Франц Вальтер Шёнберг - 13 сентября 1874/ Луиджи Керубини - 14 сентября 1760/ Элисо Вирсаладзе - 14 сентября 1942/ Анна Нетребко - 18 сентября 1971/ Жан-Филипп Рамо - 25 сентября 1683/ Дмитрий Шостакович - 25 сентября 1906/ Комитас (Согомон Кеворки Согомонян) - 26 сентября 1869/ Джордж Гершвин - 26 сентября 1898/ Давид Ойстрах - 30 сентября 1908
    Родились эстрадные и джаз-музыканты:
    Фредди Меркьюри - 05 сентября 1946/ Джо Завинул - 11 сентября 2007/ Александр Розенбаум - 13 сентября 1951/ Би Би Кинг (Райли Би Кинг) - 16 сентября 1925/ Джон Колтрейн - 23 сентября 1926/ Рэй Чарльз - 23 сентября 1930
    Покинули нас:
    Эдвард Григ - 04 сентября 1907/ Лучано Паваротти - 06 сентября 2007/ Рихард Штраус - 08 сентября 1949/ Александр Гурилев - 11 сентября 1858/ Франсуа Куперен - 12 сентября 1733/ Жан-Филипп Рамо - 12 сентября 1764/ Мария Каллас (София Сеселия Калос) - 16 сентября 1977/ Зураб Соткилава - 18 сентября 2017/ Ян Сибелиус - 20 сентября 1957/ Иоганн Штраус (отец) - 25 сентября 1849
    Покинули нас - эстрадные и джаз-музыканты:
    Билл Эванс - 15 сентября 1980

Прокрутить вверх