Джаз. Искусство или нет?

2022.04.30

К международному дню джаза

Можно ли считать джаз искусством? Многие почитатели джазовой музыки сейчас бы возмутились — как же можно это обсуждать? Конечно, конечно! Но всё же если к этому вопросу подходить не сколько эмоционально, сколько рационально — здесь определённо есть повод для размышлений. И не потому, что есть цель как-либо умолить ценность джазовой музыки, а потому, что этот вопрос также является частью более общей темы, которая раскрывает основную мысль — что есть джаз вообще.

Если же следовать здравой логике, то для начала следует разобраться — что такое искусство. Если обратиться к русскому языку, то довольно очевидна связь со словом «искусный» (например мы часто встречаем и используем словосочетание «искусный мастер»). Также, слово «искусство» в сознании большинства находится в устойчивой связке со словом «творчество». Исходя из этого можно предположить, что искусство, по своей сути — это творческая деятельность наивысшей степени мастерства в определённой сфере. Данное утверждение справедливо, в первую очередь, для результата такой деятельности (хотя в некоторых случаях, кроме результата искусством может быть и сам процесс).

Джаз, искусство

Но что делает искусство искусством? И если говорить конкретно о музыке — что может возвести в ранг искусства то или иное музыкальное сочинение? Только лишь умение создавать, генерировать, добавлять, творить? Отнюдь. Один из знаменитейших классических композиторов И. Брамс говорил: «Сочинять музыку — легко, сложнее всего – зачёркивать лишние ноты». И это, пожалуй, ключевой момент. Искусство начинает «высекаться» именно тогда, когда реализуется развитие и обработка музыкальной мысли. У композиторов (раз уж мы вспомнили Брамса) под музыкальной мыслью понимается музыкальная тема, реже — часть произведения или каркас целого сочинения.

Представим себе мастера по дереву (например, столяра или скульптора по дереву) — вот у него есть деревянная заготовка, бесформенная и грубая. Далее у него есть задача сделать из заготовки какую-либо вещицу или её часть. В чём здесь может состояться искусство? Конечно в том, каков результат работы мастера. В процессе резки по дереву лишние части отсекаются от заготовки. Далее мастер может соединить обработанную заготовку с другими заготовками для достижения общей намеченной цели.

И. Брамс
И. Брамс

С композиторами всё то же самое. Ну или почти. Недостаточно просто сочинить музыкальную мелодию — её необходимо развить (создать на её основе или на основе её элементов музыкальный материал, который стремиться к кульминации), определить форму произведения (например трёхчастная А-В-А, двухчастная A-B или более сложная) и аранжировать — то есть распределить функции музыкальных инструментов — кто из них будет солировать, кто аккомпанировать, кто будет первым планом, кто вторым, какой будет жанр, характер, темп и т. д. и т. п.. В процессе такой работы наиболее важную часть составляет избавление от лишних или избыточных идей, которые могут помешать общему балансу и, если хотите, состоянию гармонии, равновесия. Существует мнение, что талант композитора во многом определяется умением пользоваться не сколько карандашом, сколько стирательным ластиком или современным корректором.

Или возьмём исполнителей — например пианистов. Интерпретация произведения — это тоже вид искусства, ведь при всей точности выписанного материала в нотах эмоционально-творческую часть звучания сочинения может добавить только исполнитель. Работа над исполнением может быть весьма кропотливой и делиться на несколько этапов, один из которых — это контроль и отказ от излишеств, которые могут конфликтовать с тем, что написал автор музыки. В завершении такой работы мы часто можем слышать абсолютно индивидуальное, неповторимое понимание музыкального произведения — то есть уникальную интерпретацию.

Но вернёмся теперь к джазу. Многие источники называют джаз искусством, даже не вдаваясь в тот очевидный факт, что джаз как явление (если его классифицировать) — это жанр музыки, принадлежащий к эстрадному направлению (или направлению популярной музыки, по версии Википедии). В музыке, которая возникла ранее, в академической музыке, есть свои жанры — опера, симфония, концерт и т. д.. Тем не менее мы не называем, например, симфонию саму по себе искусством; искусством может являться результат работы композитора, который создал сочинение в жанре симфонии. Справедливо ли, в таком случае, называть искусством джазовый жанр? Очевидно, что нет, если учитывать сказанное выше о музыке академической. Но вот сочинение, которое написано в жанре джаз — искусством может быть вполне, но ключевые слова тут — «может быть». Ведь для того, чтобы стать искусством, такое сочинение (композиция, песня) должна соответствовать критериям композиторской работы, о которой также говорилось выше.

Возможно кто-то скажет — какая-то путаница, зачем всё усложнять? На самом деле ничего особенно сложного. Здесь просто отсекается всё лишнее. Ведь одно из главных свойств искусства — это осознанность творчества. Искусство также обладает силой глубины и продуманности и эта сила оказывает впечатление на тех, кто это искусство впоследствии созерцает или слышит. Говоря применительно к нашей теме — недостаточно взять какой-либо духовой инструмент или сесть за фортепиано, сыграть 2-3-4 джазовых аккорда и небольшую мелодию, для того, чтобы получилось искусство. Всё, в конечном итоге, зависит от того с каким мастерством вы разовьёте эти 3-4 аккорда и эту небольшую мелодию и какое воздействие, впечатление это окажет на слушателя.  

jazz

Но как же, скажете вы, ведь джаз — это музыка свободы, свободного творчества, которое иной раз рождается здесь и сейчас? Ведь джаз во многом считается музыкой  импровизационной… Как тут можно что-либо продумать заранее?

Джаз, искусство

Действительно мастерство импровизации — это отдельная и большая тема. Импровизацию люди возвели в ранг искусства довольно давно — композиторы-романтики находу сочиняли экспромты, а об эпохе барокко и говорить нечего — умение импровизировать фугу считалось вполне обыденным делом (что, кстати в наше время вызывает у многих музыкантов благоговейный трепет и восхищение). И если говорить о джазе — то джазовая импровизация, как и любая другая, может быть искусством, так как требует особых навыков. И это навыки довольно широкого спектра — это и умение развивать музыкальную мысль, и особое чувство ритма и времени, чувство ансамбля (если речь о сольной партии в ансамблевой музыке), техническое мастерство.

Однако многие и очень многие джазовые музыканты — знаменитые и не очень, особенно в последнее время — сосредотачиваются именно на последнем — то есть на технике. Продуманная же, мастерская джаз-импровизация с точки зрения линии развития (кроме традиционного постепенного добавления громкости исполнения и технических элементов) встречается всё реже. Нередки случаи, когда совместная импровизация (несколько музыкальных инструментов) сводится к соревнованию — кто сыграет громче, быстрее, как бы привнося в музыку «спортивные» элементы. Это создаёт атмосферу «шоу», зрелища, но, к сожалению, имеет малое отношение к искусству.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что джаз, как и любой другой музыкальный жанр становится искусством лишь в очень умелых руках. И одновременно это же — является одной из проблем джазовой музыки сегодня, потому как с каждым новым поколением музыкантов количество джазовых исполнителей и авторской музыки возрастает, но при этом качественный джазовый материал становится найти всё сложнее. Коммерческий взгляд на этот вопрос также вносит свою лепту в эту проблематику — современный музыкальный маркетинг часто предлагает нам любое джазовое исполнение или сочинение воспринимать как исключительное, мастерское. Достаточно вспомнить афиши джазовых концертов или фестивалей — иногда там просто нет второстепенных музыкантов — одни «звёзды». При этом имена этих «звёзд» известны очень узкому кругу лиц или неизвестны вообще. Конкретно в нашей стране ситуация с этим ещё более сомнительная — очень часто организаторы мероприятий объявляют звёздами вообще любых музыкантов, если таковые приезжают из-за рубежа, особенно из Соединённых Штатов. Но вопрос являются ли такие музыканты действительно уникальными мастерами — часто остаётся открытым. В то же время уровень поддержки и продвижения отечественных и порой весьма толковых коллективов до сих пор остаётся на очень низком уровне.

Джаз искусство

Говоря о джазе как об искусстве уже с точки зрения искушённого слушателя, можно сделать вывод, что слушатель этот с каждым новым десятилетием всё больше предоставлен сам себе. И только благодаря высоким технологиям, собственному чутью и даже некоторому упорству он имеет шанс найти в этом бесконечном калейдоскопе музыкальных исполнителей и авторов действительно что-либо стоящее.

Что же — пожелаем джазовому слушателю удачи в поисках настоящего джазового искусства. Мы же, авторы музыкальных статей и обзоров, должны постараться этот поиск сделать намного более лёгким.

К. Сокирко.

Автор фотографии И. Брамса на этой странице: C. Brasch. Остальные изображения являются стоковыми фотоработами.

Прокрутить вверх