2023.01.31
К 25-й годовщине со дня смерти Г. В. Свиридова.
В начале 2023 года (6 января) исполнилось 25 лет со дня смерти Георгия Свиридова — одного из самых видных композиторов советского периода, ученика Дмитрия Шостаковича. Многие наши соотечественники узнают музыку композитора по наиболее популярным фрагментам его сочинений — это и музыка к фильму «Метель» по Пушкину и кантата на стихи Пастернака «Снег идёт» и, конечно, сюита «Время вперёд», часть которой до сих пор используется в заставке информационной программы «Время».
Но если не сосредотачивать внимание на общеизвестных темах автора и говорить о творчестве вообще — оно, пожалуй, представляет собой важнейший «пласт» музыки XX века, в котором композитор развивал и продвигал русскую культуру. Часто за рубежом как самого русского композитора отмечают С. Рахманинова, но это скорее всего оттого, что мало знакомы с музыкой Свиридова (вклад и творчество композиторов тут ни в коем случае не сравниваются). И это правда — о сочинениях автора за пределами Советского Союза долгое время ничего не знали, да и в наше время за рубежом она не является достаточно известной.
Считается, что к своему композиторскому стилю Георгий Васильевич пришёл в 1950-х. В этот период были написаны романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955), Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956), 5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958), «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959), другие сочинения. Говоря об упомянутой «русскости», русской культуре и её продвижении композитором, стоит сказать и о выборе жанра; исследователи справедливо полагают, что главное в творчестве Свиридова — вокальная музыка (первое известное сочинение — «6 романсов на слова А. С. Пушкина»). В этом смысле стоит упомянуть уникальное, ни на кого не похожее «чувство» стиха и взаимодействие слова с музыкой, которое позже композитор перенёс и в музыку хоровую. Ключевыми авторами (кроме упомянутых Маяковского и Есенина) для Свиридова также были А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. А. Блок, Б. Л. Пастернак. Сергей Есенин же являлся автором особенным — на его стихи написаны несколько десятков хоровых сочинений. Более того знакомством с поэзией Есенина в 1950-х в творчестве Свиридова знаменуется новый этап, где композитор экспериментирует с ладом и гармонией; он использует в своей музыке мелодику древних русских распевов, вплетая её в оригинальную музыкальную фактуру. Не случайно достаточно часто вспоминают фразу, сказанную как-то Д. Д. Шостаковичем о своём ученике: «У Свиридова мало нот, но много музыки». Сам Свиридов употреблял выражение «движущаяся статика» — о малоподвижной, но от этого нисколько не обеднённой фактуре своих сочинений. Это касалось даже фактуры оркестровой — так называемая «статика» пришла в оркестр Свиридова из музыки хоровой и стала одним из узнаваемых элементов стиля автора. При этом, музыка Свиридова наполнена ясным, если хотите «кристальным» ладовым мелодизмом, который доступен любому, даже неискушённому слушателю.
Свиридов одним из первых советских авторов осознал необходимость сбережения русского музыкального и поэтического языка и его творчество было «живой» пропагандой идеи такого сбережения. Это отчасти перекликается с его личным мировосприятием, личной самоидентификацией. Он говорил: «Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек — это русский человек. Во мне течёт русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!».
Одним из ключевых жанров, к которым Свиридов не притрагивался — являлась опера. Композитор считал, что жанр исчерпал себя, но в конце жизни жалел, что не написал ни одной оперы.
Для творчества композитора — как для камерных сочинений так и для сочинений больших составов — свойственна масштабность. Это масштабность, в первую очередь, идейная, историческая, временная. Музыка Свиридова, как справедливо писал Б. Чайковский, «всегда принимает на себя большие идеи». Черпая из источников прошлого она констатировала настоящее. И одновременно рождала новые идеи для будущего. Возможно это и делает её музыкой истинной — мудрой, красивой и возвышенной.
К. Сокирко
Автор изображения Г. Свиридова в этой заметке: Неизвестен
Облако меток:
cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые обучение общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно