E. S. T. Больше чем джаз. От основания до наших дней.

2023.05.02

Тридцать лет назад знаменитое трио Эсбьёрна Свеннсона начало свой путь.

В 1993 году, три десятка лет назад, три музыканта, которые были выходцами одного из провинциальных городов Швеции, заявили о себе выпустив дебютный альбом. Ансамбль впоследствии значительно расширил горизонты камерного джазового исполнительства, а также позволил по-новому взглянуть на формат джазового трио с фортепиано в качестве главного инструмента.

Трио Эсбьёрна Свенссона в 2007 году.

Строго говоря, трио Эсбьёрна Свенссона (или E. S. T.) начало свои музыкальные поиски ещё в 1991-м, когда к Свенссону и барабанщику Магнусу Орстрому, которые были друзьями детства, присоединился контрабасист Дэн Берглунд. Но к совместной и студийной работе как и выпуску первого альбома музыканты пришли двумя годами позже, поэтому отсчёт активности коллектива ведётся с 1993-го.

В конце 1980-х, после обучения в консерватории, Свенссон искал себя в разных стилях, сосредотачиваясь на поп и рок-музыке в том числе. Эти поиски принесли свои плоды позже, когда элементы разных музыкальных направлений стали прорастать в музыке E. S. T.. 

К концу 1990-х, успев отдать дань джазовой традиции и записав некоторое количество материала с чужими темами («When Everyone Has Gone» , 1993; «EST Plays Monk», 1996), ансамбль выпускает альбом «Зима в Венеции», названный лучшим Шведским джазовым альбомом (1997), а затем и альбом «С точки зрения Гагарина» (1999), который, по мнению критиков обозначил дальнейший вектор музыкального развития коллектива. И этот вектор позволил трио обрести аудиторию слушателей далеко за пределами джазового круга, что в целом случается не так часто.

Одна из самых ярких особенностей стиля трио — это, безусловно, запоминающиеся и эффектные музыкальные темы. О темах сочинённых Свенссоном, часто писали, что они звучат как песни без слов. При этом музыкант признавался, что мало задумывался о том — что это вообще за музыка. Его больше волновали вопросы самодостаточности и музыкального развития. Иногда его темы наполнены особенной, «кинематографической» атмосферой, видео-образностью, если хотите,  что может свидетельствовать о возможном создании основы для идей направленных на развитие в области синтеза искусств. Эта атмосфера «музыкального кино» была затем «подхвачена» уже следующим поколением европейских джазовых музыкантов — особенно скандинавских.

После знаменитого выступления трио на джазовом фестивале в Монтрё в 1999 году последовала продажа нескольких тысяч копий альбома «Good Morning Susie Soho» (2000) и это стало началом пути для признания в США.

Следующие три альбома «Strange Place For Snow» (2002), «Seven Days Of Falling» (2003) и «Viaticum» (2004) окончательно сформировали звучание и стиль E.S.T.. Многие поклонники воспринимают эти три работы как три части одного целого, что в сущности не лишено смысла.

Здесь мы получаем основанный на самобытных мелодиях неповторимо вкусно приготовленный букет из жанров стилей и направлений, который обёрнут во всю ту же идею классического камерного джазового состава — фортепианного трио. И надо сказать, что этот стиль был уникальным и мгновенно узнаваемым.

Но уже следующую работу ансамбля — «Вторник в стране чудес» (2006) — критики принимают довольно сдержано. Кроме мастерства музыкантов было отмечено отсутствие ожидаемого прогресса, коллектив, по мнению некоторых, стал «топтаться на месте». Неизвестно — было ли услышано это музыкантами или в результате естественного процесса, но в концертных версиях композиций появились довольно объёмные импровизации, которые затем стали основой для поисков новых творческих возможностей в последнем (к сожалению) альбоме — «Leucocyte» (2008). Здесь можно предположить, что материал «Tuesday Wonderland», и особенно его концертные версии, послужили неплохим стартом для чего-то нового.

«Leucocyte» (2008) — альбом во многом экспериментальный. У группы был небольшой перерыв после австралийского этапа тура и они решили записать свой джем в одной из студий Сиднея. Музыка, записанная тогда, легла в основу «Leucocyte», который впоследствии был смикширован в Швеции. Альбом кардинально отличался от остальных тем, что все его композиции основаны на импровизации. Более того в этом релизе были открыты новые горизонты в смысле звука — звук здесь основа (а не тема, мелодия), именно он здесь развивается и трансформируется. Одна из сюит с одноимённым альбому названием (а их в альбоме две) , показалась критикам чем-то более имеющим отношение к року, экспериментальной музыке и авангарду чем к джазу.

Пожалуй любому ценителю современной музыки данный релиз будет очень интересен. Но ещё тут важен и тот факт, что E.S.T. записали диск являющийся скорее исследовательским; трагическая же смерть Свенссона придаёт этому релизу другой угол восприятия, невольно заставляя слушателя принимать альбом как некий творческий итог.

Эсбьёрн Свенссон погиб летом 2008 года при погружении с аквалангом. Многие после этого события писали о том, что мир потерял редкого музыканта — и это действительно так. Коллектив Свенссона добился значительного коммерческого успеха не идя на компромиссы, всё время экспериментируя и развиваясь, расширяя круг своих слушателей — и всё это в рамках одного состава. Сам по себе такой пример является большой редкостью, особенно в мире джаза.

Оставшиеся участники трио — Магнус Орстром и Дэн Берглунд в 2019 году стали участниками трио Rymden совместно с норвежским пианистом Бугге Вессельтофтом, где продолжают свои творческие поиски.

Автор фото в этой заметке: Pkobel. Фото распространяется по следующим лицензиям:  Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic  и 1.0 Generic. Фото в заметке размещено без изменений. Информация о доступных лицензиях взята из этого источника: ссылка.

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

Прокрутить вверх