Быть музыкантом. Семь раз отмерь…

2024.01.31

Стоит ли быть академическим музыкантом — что нужно знать.

Наверное многие из музыкантов часто слышат жутко раздражающую фразу «музыкант — это не профессия» из уст людей, для которых музыка является лишь приятным развлекательным фоном. Звучит такое мнение достаточно обидно и неуважительно, особенно для академических музыкантов, о которых в большей степени пойдёт речь. Тем не менее, определённый смысл в этой фразе есть, если подходить к её пониманию, как говорят, «с торца». А именно — «музыкант» — это действительно не та профессия, путь к которой складывается по обкатанной схеме ещё с незапамятных времён, по типу «школа — институт — работа — карьера». Вернее сказать, схожесть пути есть, но это только на первый взгляд.

Стоит ли быть академическим музыкантом

Для немузыканта часто вторая половина жизни служителя муз (т. е. «работа-карьера») выглядит настолько нелогично, суматошно и в финансовом отношении непостоянно, что он вообще не понимает — как люди посвятившие себя музыке (да и любому творчеству) выживают в нашем мире. Здесь, пожалуй, стоит пояснить читателю-немузыканту, что «музыкант» — это и правда не профессия, а скорее объединяющее определение для целой группы профессий, например таких как скрипач, дирижёр, пианист, певец, музыкальный преподаватель и т. д.. Но учитывая сказанное выше, родители, отдающие своих детей «в музыку», с выстраиванием амбициозных планов на будущее, должны подойти к вопросу с максимальной ответственностью и холодной головой. И вот почему.

Начнём с психологии. Не секрет, что родители нередко сами решают нашу судьбу, но в случае с музыкантом это происходит в «глубоком» детстве. Просто потому, что иначе никак нельзя — можно упустить время, поэтому игре на некоторых музыкальных инструментах начинают обучать аж с трёх лет. Но что же значит — «упустить время»? Это значит безнадёжно отстать в развитии. И тогда достигнуть конкурентного профессионального уровня будет уже крайне сложно (прямо как в спорте, не так ли?). В этом случае наше чадо почти всё детство живёт не своими интересами и своим выбором, а чаяниями и выбором родителей, часто попадая в зависимость от родительских надежд, что может накладываться ещё и на амбиции некоторых педагогов. Те, в свою очередь, наиболее продвинутых учеников «гоняют» по конкурсам (которых сейчас пруд пруди, включая местечковые, но уже «международные», где всего две страны), чтобы получить свои надбавки. А ведь те же конкурсы — это отдельный вид стресса, к которому далеко не каждый, даже талантливый ребёнок (также, как и его родитель) готов на все сто. Что же касается педагога — хорошо, если педагог не тиран и не с «характером», но если это всё же так — тогда вообще беда. В результате мы имеем немалый шанс получить в будущем человека подавленного и зависимого, уже с собственными комплексами, которые будут его преследовать всю жизнь.

Стоит ли быть академическим музыкантом

Но поговорим об обучении. Музыканты учатся долго. Путь музыкальная школа — училище — консерватория может занимать 17-20 лет, не говоря уже о дополнительных стажировках. Причём нет единого временного «стандарта» для музыкантских профессий.

Возьмём, к примеру, дирижёров. Негласно считается, что, настоящим профессиональным дирижёром музыкант становится лишь к 40-45 годам — а всё время до этого возраста он беспрерывно учится (хотя при этом, он уже может «подрабатывать» участвуя в качестве дирижёра в концертах и спектаклях). И речь тут не о формальном получении диплома о высшем образовании. В музыкантских кругах можно найти немало примеров, когда более «юный» дирижёр, дипломированный специалист, годами сидит в залах на репетициях, наблюдая, как работают его более маститые коллеги — это считается нормой. Но даже когда музыкант учится, ещё в учебных заведениях он всё время находится «в процессе». График концертов (студенты тоже выступают и часто), конкурсов, разнообразных практик, музыкальных лабораторий может быть очень плотным.  

В то же время музыкантам необходимо много заниматься, чтобы быть в форме. На любом инструменте будь то скрипка, фортепиано или кларнет нужно заниматься каждый день, без выходных. К примеру, если хочешь стать профессиональным пианистом нужно тратить 5-8 часов на занятия каждый день. И стоит пропустить день-два — и уже твои навыки требуют восстановления. А уж после отпуска у музыканта может уйти несколько дней кропотливых многочасовых занятий, чтобы прийти в форму.

Ну а что же в перспективе? Найти работу очень непросто, даже если устраиваться в музыкальную школу, не говоря уж  колледжах и вузах. При этом полная ставка даже в консерватории — это ~ 40-45 т. р. (все примеры указаны на момент 2023 года). Можно устроиться в оркестр, но зарплату более 100 т. р. платят только в самых престижных коллективах. Например, музыкантам, играющим на струнных платят приблизительно 50-60 т. р., духовикам — побольше, но это в Москве. В остальных регионах нашей страны заработок намного скромнее — ставка может начинаться вообще от 16 т. р., в зависимости от музыкального инструмента.

Стоит ли быть академическим музыкантом

Поэтому логичный выход в такой ситуации — совмещать несколько работ (например, оркестр и преподавание) и подрабатывать, что и делает большинство музыкантов. Подработка для музыканта — это игра в различных ансамблях (трио, квартетах, квинтетах), частная преподавательская деятельность и различные «халтуры» в виде съёмок в рекламе, клипах, написания аранжировок и т. д.. Но и здесь нужно учитывать, что эти самые подработки — дело крайне непостоянное и очень трудно прогнозируемое. Предложений может не поступать до нескольких месяцев, а все расходы нужно оплачивать регулярно, включая расходы на содержание музыкального инструмента, которые в некоторых случаях сравнимы с расходами на обслуживание авто.

Кроме всего прочего, музыканты в очень редких случаях могут позволить себе жить регулярным расписанием. Репетиции, гастроли, записи, концерты — всё это не укладывается в общепринятое понимание стандартного рабочего дня или недели. Бывает так, что у музыканта за месяц может вообще не быть выходного. И эта ситуация наблюдается у всех — в том числе и у концертирующих солистов. Которые, кстати, безусловно могут зарабатывать намного больше тех сумм, что были упомянуты выше в этой статье. Но не стоит особо обнадёживаться — таких людей единицы.

Стоит ли быть академическим музыкантом

В некоторых же коллективах, особенно в театрах репетиционно-концертное расписание устроено таким образом, что планирование какой-либо жизни вне работы дальше чем на три-четыре дня становится очень затруднительным или вообще невозможным. В результате музыкант становится крайне зависимым от рабочего расписания. И даже если артист занимает «денежное» место — это нивелировано тем, что он фактически является заложником своей работы (тут невольно вспомнится и крепостное право).

Но как же быть? Неужели так всё плохо с музыкальной профессией? Совета тут можно только дать два.

Во-первых, музыка, как и любое творчество — удел увлечённых. Если, например, у ребёнка не горят глаза, он смущается, не любит излишнего внимания, да и вообще боится себя проявить на публике — его родителям в самом начале пути следует серьёзно подумать о том, сможет ли их чадо быть артистом, нужно ли это в первую очередь ему. Да и вообще понять смысл музыкального образования — для общего развития или прямо сразу в профессионалы? Ведь без горящих глаз пробиться в те же концертирующие солисты — малореально. Да, безусловно можно в двадцать лет «сесть» в оркестр и даже проработать там значительное время, но учитывая вышеописанное стоит задать вопрос — это точно та жизнь, которую вы хотите для своего чада?

Во-вторых, если выбор уже сделан, можно подстраховаться. Не стоит лишать себя или своего ребёнка возможности осваивать дополнительные профессии, не связанные с музыкой. Не стоит скупиться на дополнительные курсы или бояться осваивать новые направления самостоятельно. В перспективе это поможет не только более уверенно себя чувствовать в финансовом отношении, но и поможет устроить свою жизнь таким образом, чтобы занятие музыкой не превратилось в рабочую рутину. В конце концов, как мы уже выяснили, музыкант это ведь не профессия и не ремесло, музыкант — это творец, человек особого состояния души и чувств, а раз так — тогда и его творчество должно быть вдохновенным, а не рутинным. Ведь в конечном итоге вдохновенное творчество будет намного более результативным.

К. Сокирко

Изображения в этой статье используются в соответствии с лицензией стокового сайта unsplash.com.

Облако меток:

cd академический альбом аранжировка аудио главная годовщина джаз заметка звукозапись инструментальный искусство классический композитор конкурс контакты концерт лейбл металл мир музыкант новые общество пианист прогрессивный продюсер релиз ремикс рок сингл современный статья трио фанк фортепиано фьюжн этно

К списку статей и заметок….

Прокрутить вверх